45 лет организации повышения квалификации преподавателей в МАИ

21 марта 2013
45 лет организации повышения квалификации преподавателей в МАИ

21 марта 1968 года в МАИ приказом Минвуза СССР был создан факультет повышения квалификации преподавателей (ФПКП), на котором за прошедшие 45 лет прошли обучение по различным формам более 16 000 преподавателей и научных работников МАИ, других авиационных вузов, а также родственных по профилю подготовки машиностроительных вузов РФ и СНГ (всего более 100 вузов). Факультет был главным для профильных (авиационно-космических) вузов страны с ежегодным планом приёма до 550 слушателей. При участии Минвуза СССР (позже — Рособразования) ФПКП регулярно проводил семинары-совещания ректоров, проректоров, деканов факультетов и заведующих кафедрами авиационных вузов, а также многочисленные конференции, школы-семинары, циклы лекций и другие формы обсуждений по различным научно-методическим, профессиональным и педагогическим проблемам высшей школы.

Таким образом, ФПКП МАИ (с 2011 года ЦПКП) в течение 45 лет всегда был и остается учебным и организационно-методическим центром, активно участвующим в организации и проведении всех видов повышения квалификации научно-педагогических кадров и в разработке новых методов обучения, подготовки и аттестации ППС.

История создания системы повышения квалификации научно-педагогических и инженерно-технических работников в Советском Союзе была связана с научно-техническим процессом (НТП), повлиявшим на систему образования и подготовку инженерных кадров. В период 50-60-х годов стала бурно развиваться ракетно-космическая техника, ядерная физика, химия, электроника, радиотехника, автоматика и другие направления науки и техники, что потребовало переподготовки и повышения квалификации кадров, влияющих на это развитие. Кроме того, стало очевидным, что полученные в вузах знания быстро устаревают, появляются новые, ранее неизвестные направления в науке и технике. Поэтому крупные учёные страны (в т. ч. академики, работающие в МАИ: И. И. Артоболевский, председатель общества «Знание», Б. Н. Петров, вице-президент АН СССР, академик В. С. Пугачёв и другие) выступили с инициативой об организации в стране системы повышения квалификации кадров, которая была введена специальными постановлениями ЦК КПСС и СМ СССР.

Вот в такой период был создан один из первых в стране факультет повышения квалификации преподавателей МАИ.

Первого декана факультета профессора В. Н. Новикова по представлению ректора утверждали на Коллегии Минвуза СССР напутствуя, что организация повышения квалификации является важнейшей задачей вуза, так как она обеспечивает стабильный квалификационный рост преподавательского состава института. ФПКП первые 5 лет находился в подчинении проректора МАИ по научной работе И. Т. Белякова, с которым решались многие организационные и учебные вопросы по повышению квалификации преподавателей института. Следует отдать должное вниманию И. Т. Белякова к становлению и развитию ФПКП. Достаточно сказать, что при его непосредственном участии проводились в зале Учёного совета института регулярные лекции и занятия по повышению квалификации для всех деканов и заведующих кафедр института, на которых широко обсуждались как научные, так и учебно-методические вопросы. Их посещение было обязательным для всего руководящего научно-педагогического состава, что имело большое значение для успешной работы ФПКП.

При создании ФПКП МАИ практически с чистого листа решались все организационные и учебно-методические вопросы: формы и методы обучения преподавателей, выбор направлений повышения квалификации, установление связей с многочисленными вузами страны для командирования их преподавателей на обучение в ФПКП МАИ (в то время отсутствовали такие информационные системы, как Интернет и электронная почта, что усложняло контакты между вузами).

Отсутствовало приемлемое для проживания преподавателей общежитие гостиничного типа (в МАИ тогда был дефицит мест в общежитии, что вынуждало расселять студентов в частном секторе ближнего Подмосковья), отсутствовала специальная литература для слушателей ФПКП, были и другие трудности.

Однако все эти вопросы были успешно решены, и в сентябре 1968 года ФПКП МАИ начал свою учебную деятельность. План приёма на обучение первоначально составлял 350 человек, а затем он возрос до 550 человек при объёме занятий до 400 часов в течение 3,5 месяцев.

Первоначально были выбраны два направления повышения квалификации преподавателей:

  • начертательная геометрия и инженерная графика (профессоры Н. Ф. Четверухин, В. С. Левицкий, В. И. Якунин, В. Н. Первикова, Г. С. Иванов, доцент А. Д. Киселевич и др.);
  • высшая и прикладная математика (профессоры П. И. Романовский, В. Ф. Смирнов, В. К. Саульев, А. С. Лавренченко, А. А. Пярнпуу, А. А. Пунтус, Г. А. Каменский, доценты С. Н. Каролинская, Г. В. Кирсанова и др.).

В дальнейшем появились новые направления повышения квалификации, отвечающие профилю МАИ:

  • сопротивление материалов и прочность ЛА (профессоры И. И. Трапезин, А. Г. Горшков, Д. В. Тарлаковский и др.);
  • конструирование и проектирование ЛА (член-корр. АН СССР С. М. Егер, профессоры Л. С. Чернобровкин, А. А. Кузнецов, Д. Н. Шеверов и др.);
  • теория и конструкция двигателей ЛА (профессоры В. И. Бакулев, В. А. Голубев, О. Н. Емин, Д. В. Хронин, А. Н. Журавлёв, Е. А. Яковлев);
  • системы автоматического управления (академик АН СССР Б. Н. Петров, профессоры Н. П. Удалов, Н. Б. Судзиловский, Г. Н. Лебедев);
  • вычислительные устройства, информационные системы, гироскопические приборы (член-корр. АН СССР профессор Б. Н. Сотсков, профессоры В. И. Матов, Б. А. Рябов, А. В. Репников);
  • системы радиоуправления (профессоры В. Н. Типугин, А. Г. Сайбель, Р. Б. Мазепа);
  • аэродинамика и динамика полета ЛА (профессоры Н. С. Аржаников, А. А. Лебедев);
  • электроэнергетика ЛА (проф. А. И. Бертинов, Д. А. Бут);
  • экономика и организация производства (профессоры С. А. Саркисян, В. И. Тихомиров, Э. С. Минаев).

Преподавателями ФПКП всегда были лучшие и наиболее квалифицированные преподаватели института, в том числе академики Б. Н. Петров и В. С. Пугачёв, члены-корреспонденты К. А. Абгарян, С. М. Егер, Б. С. Сотсков и другие. Много приглашалось специалистов и педагогов из других вузов и организаций, в том числе академики педагогических наук А. А. Рождественский, Н. Ф. Талызина, профессор Н. Н. Нечаев и др.

В 1973 году профессор В. Н. Новиков был назначен вторым проректором института по учебной работе с сохранением обязанностей руководства факультетами повышения квалификации института. В 1989 году он вновь вернулся на должность декана ФПКП, на котором продолжает работать сейчас в должности директора ЦПКП.

В период с 1973 по 1989 годы деканом ФПКП был профессор В. Н. Истратов. При его участии развивались новые направления, в том числе психолого-педагогическая подготовка (с активным участием доцентов В. Н. Арбузова, Э. В. Иоча и профессора В. Л. Латышева), обучение преподавателей института по вычислительной технике и информационным технологиям (под руководством профессоров А. А. Пярнпуу и С. Я. Степанова), обучение по иностранному языку в техническом вузе (И. Н. Истратова, И. И. Ермашова) и другие направления.

Большого внимания заслуживает цикл дисциплин под руководством профессора, лауреата Госпремии СССР Б. А. Эренгросс, направленный на гуманизацию и гуманитаризацию образования, включающий в себя как современные социо-философские проблемы, так и проблемы воспитания и формирования личности преподавателя: вопросы культуры, этики, эстетики, религии, художественной культуры. Её личная роль (с участием многих преподавателей кафедры культурологии) в деле воспитания и подготовки специалистов и преподавателей имеет исключительное значение.

Необходимо также отметить большую роль, которую сыграли в жизни ФПКП заместители декана Н. А. Неудахина и Т. А. Харитонова, которые активно и инициативно работали по всем направлениям деятельности факультета, привлекая к этой работе кураторов специальностей. Среди них особо хотелось отметить профессоров Е. С. Войт, В. А. Голубева, Г. А. Каменского, доцентов А. Г. Гурова, Ю. А. Котикова, О. И. Некрасову, А. Н. Степанова и других кураторов, а также работников деканата.

В целях методического обеспечения учебного процесса слушателей ФПКП МАИ было организовано издание учебно-методической литературы (15-25 п.л. в год). Ряд выпущенных публикаций и достижений в организации повышения квалификации заслужили широкое признание, получили поощрения Минвуза СССР и Премии ВДНХ. Многие слушатели ФПКП в результате обучения существенно повысили свою профессиональную и педагогическую подготовку, написали учебные пособия, поставили новые курсы лекций, освоили новые методы преподавания, защитили диссертации.

В процессе развертывания новых профильных направлений ФПКП МАИ установил тесное сотрудничество с руководством авиационных и родственных по профилю вузов. Этому способствовало и руководство Минобразования СССР, которое регулярно общалось с деканами ФПКП и требовало от вузов соответствующего планового выполнения повышения квалификации научно-педагогических кадров. Непосредственно курировала работу ФПКП заместитель Министра А. П. Шапошникова.

Содружеству авиационных вузов способствовали неоднократно проводимые на базе ФПКП МАИ семинары-совещания ректоров, проректоров, деканов и заведующих профильных кафедр авиационных вузов. Это содружество потом перешло в новую организационную структуру — Учебно-методическое объединение вузов по авиации, ракетостроению и космосу (УМО АРК), в рамках которого много лет работал научно-методический совет по повышению квалификации, возглавляемый деканом ФПКП МАИ, который координировал взаимодействие вузов по организации и проведению повышения квалификации научно-педагогических кадров.

С 1991 года в соответствии с решением Учёного Совета института, утвердившим «Положение об обеспечении уровня квалификации преподавателей МАИ», ФПКП МАИ существенно изменил подход к организации повышения квалификации и аттестации преподавателей института: формирование индивидуального задания преподавателю на повышение его квалификации фактически было передано на кафедру, где могли быть учтены профессиональные, педагогические и научные достижения преподавателей в их практической деятельности. Поэтому кафедра могла более объективно учитывать и интересы слушателей, и ставить перед ними более конкретные задачи на повышение квалификации, а также активнее стимулировать рост педагогического мастерства и научный квалификационный уровень преподавателей. Но выполнять все это нужно было по общим для всех кафедр правилам, разработанными ФПКП при активном участии кафедр, по которым помимо традиционных форм повышения квалификации (обучения на ФПКП и стажировка) появились комплексные формы аттестации. Эти формы позволяли преподавателю при аттестации засчитывать выполняемую научно-педагогическую работу, оцениваемую на основе баллов разработанной рейтинговой системы. Однако сегодня эта рейтинговая форма отчётности по указанию Минобрнауки России закрыта.

К большому сожалению, существующая в МАИ с 1968 года система организации и проведения повышения квалификации научно-педагогических работников долгие годы эффективно обеспечивающая совершенствование профессиональной и педагогической подготовки преподавателей МАИ и других вузов страны, через которую прошли более 16 000 преподавателей, начиная с середины 90-х годов резко изменилось, когда было практически свёрнуто финансирование высшей школы. Факультету повышения квалификации преподавателей МАИ пришлось существовать и вести обучение практически на одном энтузиазме преподавателей и сотрудников факультета, которым приходилось сохранять научно-педагогический уровень практически без необходимой внешней и внутренней поддержки.

Особенно остро сказывалось отсутствие связи с промышленными организациями, которые в этот период с большими проблемами боролись за своё выживание и не могли полноценно взаимодействовать с вузами по подготовке и повышению квалификации кадров.

В настоящее время отношение к качеству подготовки и повышению квалификации научно-педагогических кадров стало существенно меняться, особенно в таких вузах, как Московский авиационный институт, получивший в 2009 году статус «национального исследовательского университета».

С целью поднятия уровня и развития новых форм работы по повышению квалификации научно-педагогических, руководящих и инженерных кадров в МАИ на базе существующих факультетов повышения квалификации в 2010 году был создан Институт повышения квалификации и переподготовки (ИПКиП) — в настоящее время директор В. М. Абашев, в состав которого вошли Центр повышения квалификации преподавателей (ЦПКП) и Центр повышения квалификации руководителей и специалистов (ЦПКРиС).

При участии первого директора ИПКиП А. Л. Медведского резко возросла активизация работы ЦПКП по повышению квалификации научно-педагогических работников. Она проявилась в трёх направлениях:

  • развитие инновационных направлений повышения квалификации преподавателей в ЦПКП МАИ, отражающих современные информационные технологии и приоритетные задачи по авиационной и ракетно-космической технике и актуальные вопросы модернизации высшего профессионального образования на основе ФГОС;
  • организация научно-производственных стажировок преподавателей, научных работников и аспирантов на передовых предприятиях и организациях;
  • организация командирования преподавателей института в «базовые» вузы, утверждённые Минобрнауки России, для повышения квалификации по приоритетным направлениям и внедрение полученных знаний в учебный процесс в МАИ.

К работе ЦПКП стали активно подключаться высококвалифицированные преподаватели и специалисты кафедр, лабораторий и ресурсных центров, оснащённых современным инновационным оборудованием в соответствии с Программой развития МАИ как национального исследовательского университета.

Так, по первому инновационному направлению работы ЦПКП хорошо себя зарекомендовали следующие направления повышения квалификации:

  • методические основы формирования профессиональных компетенций специалистов машиностроения в области информационной поддержки жизненного цикла изделий (проф. М. Ю. Куприков, доценты Ю.В. Маслов, В, В. Терентьев и др.);
  • системы управления и навигации высокотехнологичными объектами на основе единого информационного поля, включающего сигналы ГЛОНАСС/GPS (проф. М. Н. Красильщиков, доценты К. К. Веремеенко, Г. Ф. Савинов и др.);
  • инженерное геометрическое моделирование как методологическая основа подготовки специалистов в высокотехнологичных областях промышленности (проф. М. Ю. Куприков, Л. В. Маркин, доцент А. В. Рипецкий и др.);
  • методы системного проектирования и оценки эффективности управляемых объектов на основе информационных технологий (проф. В. Н. Новиков, И. С. Голубев, И. К. Туркин);
  • компьютерные методы моделирования и исследования сложных процессов и технических систем (проф. С. Я. Степанов, доценты А. М. Молчанов, Л. В. Быков и др.);
  • разработка основных образовательных программ в части профессиональных компетенций в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования (проф. А. Ю. Сидоров, доцент К. И. Сыпало и др.);
  • разработка методического и научного обеспечения обучения бакалавров и магистров по антикризисному менеджменту и управлению производственных предприятий (проф. В. П. Панагушин и др.);
  • социо-гуманитарные проблемы современности" (проф. Б. А. Эренгросс, доценты С. А. Безклубая, Б. А. Ботвинник, И. И. Ермашова);
  • психолого-педагогическая подготовка преподавателей высшей школы (проф. В. Л. Латышев, доценты Д. С. Дежин, Л. И. Леоненко, А. В. Тюрина).

Вторым важнейшим направлением активизации работы ЦПКП явилась организация научно-производственных стажировок преподавателей, научных работников и аспирантов на передовых отечественных предприятиях и организациях, а также проведение итоговой аттестации по результатам проведённых стажировок.

В 2010–2012 годах успешно организованы и проведены стажировки преподавателей института в Инженерном центре ОКБ им А. И. Микояна (87 человек), на Московском вертолётном заводе им. М. Л. Миля (25 человек), в НПО им. С. А. Лавочкина (103 человека), ОКБ им. П. О. Сухого (68 человек), НПО «Энергомаш» им. В. П. Глушко (35 человек) и др.

По общему мнению сотрудников института, стажировки были организованы на самом высоком уровне. Особо отмечены информационные сведения об истории развития предприятий, а также колоссальный объём практических сведений на основе посещения лабораторий, подразделений и музеев и представления конкретных образцов авиационной и ракетно-космической техники.

Также в 2011–2012 годах преподаватели института прошли стажировку в Вычислительном центре им. А. А. Дородницына РАН и в филиале Института машиноведения им. А. А. Благонравова РАН («НЦ НВТМ РАН»).

Помимо стажировок, организуемых ЦПКП, многие преподаватели МАИ самостоятельно проходят стажировки на ведущих предприятиях по направлениям, утверждённым их кафедрами и факультетами. Среди этих предприятий ФГУП «НПО Астрофизика»«, ФГУП «ГОСНИИАС», ФГУП «МКПК «Универсал», ФГУП «Организация «АГАТ» и многие другие.

Высококлассные лекции, продуктивные беседы, ознакомление с историей, настоящими и будущими программами предприятий, знакомство с уникальной авиационно-космической техникой, разработанной предприятиями, практическое ознакомление с достижениями предприятий в области проектирования, изготовления и испытания авиационно-космической техники, обсуждение вопросов, связанных с подготовкой инженерных кадров, а также проявление взаимного интереса к научно-техническому сотрудничеству является результатом проведённых стажировок, количество которых будет неуклонно возрастать.

Отдельно следует отметить стажировки, организуемые ИПКиП в зарубежных вузах, научных центрах и предприятиях при участии Дирекции специальных программ и ЦПКП МАИ.

Сотрудники МАИ в 2011 году прошли стажировки в Германии в Техническом университете г. Дрездена и Ассоциации аэрокосмических предприятий Саксонии; во Франции в Международной академии астронавтики и Орлеанском университете; в США в Космическом центре им. Джона Кеннеди и во многих других странах.

В 2012 году прошли стажировку за рубежом более 70 сотрудников Московского авиационного института. Стажировки проводились в таких странах, как Германия, Бельгия, Великобритания, Франция, Финляндия, Китай, Венгрия, Швеция, Перу, Куба, США, Австралия, Польша, Индия, в таких известных организациях как Дрезденский международный университет, Мюнхенский технический университет, Открытый Брюссельский университет, Индийский Институт Наук, Институт механики Китайской Академии Наук и др.

Сотрудники института знакомились с опытом работы передовых предприятий и учебных заведений, изучали основы научно-технического развития перспективной авиационной и ракетно-космической техники, принимали участие в научно-исследовательской деятельности в ведущих мировых университетах, изучали инновационные инфраструктуры современных университетских и научных центров.

Планы и программы повышения квалификации преподавателей ежегодно в МАИ выполняются по всем показателям и контрольным цифрам, утверждённым Минобрнауки России. Так, в 2010–2012 годах в ЦПКП МАИ прошли повышение квалификации более тысячи преподавателей института и иногородних преподавателей. За этот же период были направлены на повышение квалификации в «базовые» вузы (МГТУ им. Н. Э. Баумана, Саратовский государственный университет им. Н. Г. Чернышевского, Казанский национальный исследовательский технический университет им. А. Н. Туполева — КАИ, Национальный исследовательский Томский государственный университет, Национальный минерально-сырьевой университет «Горный» и др.) 68 преподавателей МАИ.

Кроме того, ряд кафедр института организовали стажировки и научно-учебные семинары, позволяющие преподавателям МАИ и других вузов пройти повышение квалификации. Особого внимания заслуживает ежегодно проводимый семинар «Физика в системе инженерного образования» (проф. Г. Г. Спирин и др.).

В рамках выполнения Программы развития МАИ как национального исследовательского университета в период 2009 — 2012 гг. для ресурсных центров, центров коллективного пользования закуплено уникальное лабораторное оборудование, для использования которого в МАИ разработаны уникальные программы повышения квалификации преподавателей, направленные на внедрение современных технологий проектирования изделий авиационной техники с информационной поддержкой всего жизненного цикла изделия (PLM технологии).

Достигнутые в настоящее время положительные показатели в организации повышения квалификации научно-педагогических кадров МАИ, безусловно, связаны с постоянной, активной, порой самоотверженной работой сотрудников деканата ФПКП (ныне ЦПКП) и актива кураторов на кафедрах и факультетах. Вместе с руководителями направлений и циклов повышения квалификации и преподавателями-энтузиастами они сумели создать творческую атмосферу, которая позволяет совместно решать все основные задачи по организации и проведению повышения квалификации преподавателей и их аттестации.

Хотелось бы особо выделить инициативную и плодотворную работу заместителя директора ЦПКП Т. А. Харитоновой и ответственной за организационно-методическую и информационную работу высококвалифицированного специалиста Н. В. Комовниковой. Их усилиями обеспечиваются основные вопросы организации повышения квалификации научно-педагогических кадров института, включая научные стажировки по программам МАИ (НИУ).

Слова особой признательности и благодарности лекторскому составу преподавателей: профессорам Б. А. Эренгросс, В. Л. Латышеву, С. Я. Степанову, В. И. Бирюкову, Л. В. Маркину, А. А. Пунтусу, доцентам Д. С. Дежину, Л. И. Леоненко, С. А. Безклубой, Е. А. Ботвинник, Н. И. Дерябину, Н. А. Романченко, А. М. Молчанову, Ю. В. Маслову и преподавателям И. Н. Ермашовой, Л. В. Быкову, В. В. Терентьеву, Л. В. Тюриной и многим другим преподавателям, работающим в ЦПКП.

Среди кураторов, активно помогающих в организации повышения квалификации, особо следует отметить доцентов К. К. Веремеенко, Г. Ф. Савинова, Ю. Г. Следкова, Г. Г. Кобко, Д. И. Макаревского, Ю. М. Корякина, В. П. Монахову, А. В. Крутова, преподавателей Г. В. Ильяхинскую, Е. В. Серпичеву и других.

Конечно, в повседневной работе по долгосрочной программе повышения квалификации научно-педагогических кадров МАИ имеются ещё нерешённые вопросы:

  • необходимо открытие новых перспективных направлений повышения квалификации, отвечающих уровню МАИ как национального исследовательского университета;
  • необходимо выстраивать цепочку мотиваций для роста и стимулирования преподавателей в научных сферах (в настоящее время сдерживается низким уровнем их заработной платы);
  • необходимо исследовать приоритеты по проведению конкурсов, грантов и других форм поддержки молодых преподавателей и аспирантов;
  • необходимо добиваться признания МАИ как «базового» вуза для повышения квалификации преподавателей из других вузов страны.

    Эта работа многоплановая. Она требует участия не только Центра повышения квалификации преподавателей, но и активной поддержки со стороны всех факультетов, подразделений и руководства института.

    Таким образом, в настоящее время система повышения квалификации преподавателей МАИ, созданная 45 лет назад, активно работает, даёт преподавателям возможность получить новые знания, знакомить их с передовыми технологиями, стимулировать их к более высокому профессиональному и педагогическому мастерству. Поэтому наша задача в это сложное время перестройки высшей школы в соответствии с новым принятым законом «Об образовании в Российской Федерации» организовать так систему повышения квалификации преподавателей, чтобы она имела высокий научный и интеллектуальный потенциал, соответствующий требованиям высшей школы.

В этот день было

ОК «Мир» стал иметь полную конфигурацию из шести модулей
Начало эксплуатации варианта Ил-86 на 450 пассажиров
Выполнен первый пуск ракеты Х-29Л