Образовательная деятельность МАИ

МАИ является одним из крупнейших технических университетов России. В настоящее время в университете по различным формам обучения обучаются более 21 000 человек. В МАИ организована многоуровневая подготовка специалистов в рамках системы непрерывного образования, начиная от предуниверсария МАИ и дополнительных образовательных программ для школьников 8–11-х классов до курсов профессиональной переподготовки и повышения квалификации.
План приёма в 2021 году составляет около 6 000 человек.

План приёма студентов на бюджетные места в 2021 году

3 690+

Направлений подготовки бакалавров

39

Направлений подготовки магистров

21

Специальностей

9

Направлений подготовки аспирантов

15

Преподавателей и исследователей

2 500+

Докторов наук, профессоров

400+

Кандидатов наук, доцентов

1 300+

Преимуществом подготовки студентов в МАИ является направление их на профильные предприятия, где они под руководством специалистов промышленности выполняют специализированные курсовые и дипломные проекты, проходят все виды практик, при этом предприятия оплачивают их труд и назначают дополнительные стипендии. Это помогает студентам видеть свои перспективы на предприятиях, а работодателям — способности будущих сотрудников. По такому виду обучения МАИ заключил договоры более чем со 200 организациями. На предприятиях проходят стажировки и преподаватели университета.

Подготовка специалистов в филиалах университета осуществляется в ведущих центрах авиационной и ракетно-космической промышленности:

  • в г. Жуковском — с целью обеспечения кадрами предприятий ПАО «ОАК», ФГУП «ЦАГИ», АО «НИИП имени В. В. Тихомирова»;
  • в г. Ступино — с целью подготовки кадров для предприятий оборонно-промышленного комплекса ОАО «НПП «Аэросила», АО «Ступинское машиностроительное производственное предприятие» и для входящего в состав Госкорпорации «Ростех» АО «Ступинская металлургическая компания».
  • в г. Химки — с целью обеспечения кадрами со средним профессиональным образованием предприятий Госкорпорации «Роскосмос»;
  • в г. Ахтубинске — с целью подготовки специалистов для Государственного лётно-испытательного центра ВВС РФ;
  • в г. Байконуре — с целью подготовки кадров для эксплуатации ракетных стартовых комплексов на космодроме Байконур.

МАИ занимает лидирующее место среди самых востребованных организациями ОПК учебных заведений страны.

Суммарно в 2020 году целевой приём от Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, Госкорпораций «Ростех» и «Роскосмос», Концерна ВКО «Алмаз-Антей», других ведомств, а также по договорам с органами государственной власти и местного самоуправления составил более 450 человек.

При этом наблюдается существенный рост качества абитуриентов МАИ. Так, за последние два года средний балл ЕГЭ абитуриентов, поступающих на бюджетные места, увеличился почти на 6 баллов (в 2020 г. — 78,3 баллов), а только целевого набора — более чем на 4 балла (в 2020 г. — 71 баллов). Это один из самых высоких темпов роста среднего балла среди российских вузов.

Практико-ориентированный подход


Подготовка студентов на базе МАИ осуществляется по принципу сквозного проектирования всех систем авиационной, ракетной и космической техники. Для этого в университете создана уникальная лабораторная база, соответствующая современному уровню развития промышленности. Это натурные образцы техники, включая самолёты, вертолёты, ракеты, системы вооружения, робототехники, авионики и радиолокации, аэродинамические трубы, авиатренажёры, промышленный вычислительный томограф, установка сплавления металлических порошковых материалов, порошковый рентгеновский дифрактометр, экспериментальный вакуумный стенд, комплекс оборудования для исследования микро- и наночастиц, измерительный комплекс лаборатории создания высокоточных сверхширокополосных радиосистем и другие.

Обучение по принципу сквозного проектирования


На базе научно-исследовательских лабораторий, ресурсных центров, конструкторских бюро студенты проходят подготовку и участвуют в выполнении НИОКР. Также организованы защиты дипломных проектов по созданию летательных аппаратов.

Специальные профильные предметы в МАИ преподают руководители предприятий промышленности: Б. В. Обносов, Б. С. Алёшин, В. А. Сорокин, С. Ю. Желтов и другие.

Взаимодействие МАИ с организациями


Московский авиационный институт осуществляет подготовку специалистов для всех российских космодромов:

  • Байконур (г. Байконур);
  • Плесецк (г. Мирный);
  • Восточный (г. Углегорск).

На базе МАИ создан IT-центр, деятельность которого направлена на подготовку кадров в части решения практических задач для бизнеса в контексте Индустрии 4.0, реализацию новых форматов сотрудничества через реализацию совместных инновационных образовательных программ и исследований, развитие студенческого предпринимательства, генерацию высокотехнологичных IT-сервисов и решений.

На базе IT-центра МАИ реализуется 9 магистерских программ:

  • Технологии суперкомпьютерного моделирования сложных технических систем
  • Проектирование высоконагруженных интернет-сервисов
  • Управление продуктовой разработкой IT-сервисов
  • Управление цифровым производством
  • Интернет вещей
  • VR/AR и искусственный интеллект
  • Компьютерное моделирование и оптимизация информационных систем
  • Прикладные задачи машинного обучения и анализа больших данных
  • Кибербезопасность инфокоммуникаций

Партнёрами МАИ в реализации новых программ IT-магистратуры стали такие компании как ivi, Avito, СберТех, Microsoft, Samsung, HeadHunter, МТС.

Также запущен совместный акселератор IT-проектов МАИ и Фонда развития интернет-инициатив.

В МАИ реализуются дополнительные образовательные программы различной продолжительности и направленности, включая технический английский язык, деловой иностранный язык. На факультете иностранных языков МАИ за последние годы прошли обучение авиационному английскому языку более 3 000 пилотов и авиадиспетчеров гражданской авиации РФ и стран СНГ по стандартам ИКАО, проводится подготовка бортпроводников и квалификационное тестирование на определение уровня владения английским языком в соответствии со шкалой ИКАО. Специалисты факультета оказывают переводческие услуги.

Подготовка офицеров

МАИ одним из первых вузов получил право на проведение эксперимента по подготовке офицеров для службы по контракту. Эксперимент по подготовке кадровых офицеров в гражданских вузах позволил внести изменения в нормативно-правовые акты в области образования, военной службы и обороны. На основе полученных результатов при 37 гражданских вузах созданы учебные военные центры, в том числе в МАИ. В настоящее время Военный учебный центр при МАИ осуществляет подготовку офицеров для службы по контракту в интересах различных видов и родов войск Вооружённых Сил (ВС) Российской Федерации. Параллельно с основным учебным процессом в МАИ осуществляется подготовка офицеров запаса на военной кафедре. Выпускники МАИ с 2013 года имеют возможность проходить военную службу по призыву в научных ротах ВС РФ.

Международная деятельность

МАИ осуществляет подготовку иностранных студентов из 73 стран, в том числе из 9 стран СНГ. Наиболее крупные контракты на обучение заключены со странами Юго-Восточной Азии (Малайзия, Социалистическая Республика Вьетнам), а также с КНР, Казахстаном, Украиной, Ресбуликой Беларусь, Узбекистаном, Таджикистаном, Туркменистаном, индией, Египтом, Южной Африкой и другими. Многие иностранные выпускники МАИ занимают руководящие должности в своих странах. В настоящее время в МАИ и его филиалах проходят обучение более 1 700 иностранных граждан.

Иностранных студентов

1 700+

Стран дальнего зарубежья, студенты из которых обучаются в МАИ

64

Стран СНГ, студенты из которых обучаются в МАИ

9

Иностранных аспирантов и докторантов

45

В настоящее время в университете реализуются программы по направлениям: «Авиастроение», «Двигатели летательных аппаратов», «Ракетные комплексы и космонавтика», «Авионика и электрификация инженерных систем», в рамках которых иностранные студенты проходят обучение на английском языке.

МАИ активно взаимодействует с зарубежными университетами и корпорациями в области программ двойных дипломов и разрабатывает новые актуальные образовательные программы

С 2017 года реализуется магистерская программа, не имеющая аналогов в России и в мире, с Шанхайским университетом Цзяо Тун по направлениям:

  • технологии управления жизненным циклом изделий при проектировании современных воздушных судов;
  • проектирование конструкций летательных аппаратов из полимерных композиционных материалов;
  • двигатели летательных аппаратов (конструирование и проектирование ГТД, перспективные технологии производства ГТД, тепловые процессы в ГТД).

Магистранты первый год обучаются в Шанхае, а второй — в МАИ. Программы обучения имеют эксклюзивный характер и разработаны в интересах и с участием российских корпораций ПАО «ОАК» и АО «ОДК», а также китайской авиастроительной корпорации Comac.

Также Московским авиационным институтом совместно с Пекинским университетом авиации и космонавтики (Бэйханский университет), Нанкинским университетом аэронавтики и астронавтики, Чжэцзянским университетом, Шеньянским аэрокосмическим университетом, Северо-Западным политехническим университетом и Харбинским политехническим университетом были открыты сетевые формы магистратуры на английском языке с выдачей двух дипломов по направлениям «Проектирование летательных аппаратов» и «Двигатели летательных аппаратов».

Благодаря реализации новых программ приём иностранных студентов в МАИ увеличился более чем в 2 раза.

Также в 2017 году МАИ вошёл в приоритетный список вузов, определённых Правительством РФ в рамках реализации проекта по экспорту российского образования. Проект включает в себя привлечение российскими вузами иностранных студентов, увеличение зарубежных слушателей онлайн-курсов и иностранных школьников. Кроме того, в 2017 году МАИ вошёл в перечень федеральных государственных образовательных организаций, осуществляющих подготовку иностранных граждан и лиц без гражданства на подготовительных отделениях за счёт бюджетных ассигнований федерального бюджета.

Московский авиационный институт принимает активное участие в международных ассоциациях, таких как:

  • Всемирная инициатива инженерного образования (CDIO);
  • Ассоциация технических университетов России и Китая;
  • Европейская ассоциация аэрокосмических университетов PEGASUS;
  • Международный совет по авиационным наукам (ICAS);
  • Международная федерации астронавтики (IAF).

Дополнительное профессиональное образование

На базе Управления дополнительного профессионального образования осуществляется повышение квалификации научно-педагогических кадров университета, проводится профессиональная переподготовка работников авиационно-космической и смежных отраслей промышленности. За последние пять лет (2016–2020) число преподавателей, прошедших обучение по программам повышения квалификации, составило 4 557 человек. Начиная с 2017 года особое внимание уделялось освоению цифровых и дистанционных образовательных технологий.

Ежегодно аспиранты и научно-педагогические работники МАИ проходят повышение квалификации в форме стажировки на ведущих предприятиях и научных центрах высокотехнологичных отраслей. За пять лет прошли стажировки более 1 700 работников университета, из них только за 2020 год — более 190 человек. Стажировки проходили на предприятиях авиационной и ракетно-космической отраслей: АО «НПО им. Лавочкина», ПАО «Радиофизика», АО «Корпорация «Комета», АО «РСК «МиГ», ГНЦ ФГУП «ЦАГИ», АО «ГКНПЦ им. Хруничева», АО «ВПК «НПО машиностроения», НЦ НВМТ ИМАШ РАН, ФИЦ ИУ РАН, ИПРИМ РАН и др.

Кадровый потенциал и уникальное оборудование ресурсных, научно-образовательных центров и центров коллективного пользования МАИ позволяют на современном уровне проводить повышение квалификации и профессиональную переподготовку специалистов профильных предприятий отрасли по более чем 370 программам дополнительного профессионального образования (ДПО). Ежегодно на базе МАИ проходят обучение от 1 500 до 2 000 работников авиакосмической и смежных отраслей промышленности.

В последние пять лет при реализации дополнительных образовательных программ все более широкое применение получили дистанционные образовательные технологии и электронное обучение. Режим удаленной работы в условиях пандемии COVID-19 поставил перед коллективом новые задачи, требующие оперативного решения. В кратчайшие сроки были адаптированы под дистанционное обучение более 50 программ ДПО и разработано 12 новых дополнительных образовательных программ.

В университете создана Школа управления МАИ, задачей которой является организация системы управленческой подготовки кадрового резерва корпораций и инженеров нового поколения.

В настоящее время в Школе управления МАИ по программам, посвящённым управлению переходом корпорации на бизнес-модель жизненного цикла, прошли обучение более 140 специалистов высокотехнологичных предприятий (ПАО «ОАК», АО «ОДК», АО «ОСК», АО «Вертолёты России», АО «РОСНАНО», ГК «Росатом»), а также 190+ сотрудников и талантливых студентов университета. В рамках обучения проектные команды работают над реальными задачами, стоящими перед корпорациями и обсуждают корпоративные лучшие практики управления программами.

Также в МАИ разработана и реализуется собственная кадровая программа МАИ «Научно-педагогическая молодёжь», целью которой является насыщение профессорско-преподавательского состава университета молодыми учёными. Программа включает в себя раздел «Целевая аспирантура и докторантура» — организация и финансирование подготовки диссертаций аспирантами и докторантами, заключившими с институтом гражданско-правовой договор о дополнительном финансировании их обучения в аспирантуре и работы в течение 3–5 лет после окончания обучения в качестве преподавателей. В настоящее время в целевой аспирантуре университета обучается 23 аспирантов. Всего за время реализации программы подготовлено более 70 молодых преподавателей, защитивших кандидатские и докторские диссертации.

Работа со школьниками

Профориентационной работой МАИ со школьниками 5–11-х классов охвачено множество школ и профильных колледжей Москвы. Ежегодно в профориентационных и образовательных мероприятиях МАИ принимают участие более 20 тысяч школьников.

Мероприятия

«День науки в МАИ» с посещением лабораторий
Университетские субботы
Дни открытых дверей
Участие в образовательных выставках
Экскурсии на предприятия авиационно-космической отрасли

Дополнительное образование

Мастер-классы и элективные курсы для учащихся инженерных классов
Занятия по робототехнике в Центре технологической поддержки образования
Занятия в авиа- и ракетомодельных центрах
Занятия со школьниками по подготовке проектов и исследовательских работ
Работа с одарёнными детьми
Инженерные каникулы и обучение рабочим профессиям

Подготовка к поступлению

Предуниверсарий МАИ
Подготовительные курсы
Дополнительные занятия по физике, математике, информатике
Олимпиады по физике, математике, информатике, авиации и космонавтике
Базовые школы
Физико-математическая школа

Реализуется новый формат взаимодействия с департаментом образования и науки г. Москвы, предусматривающий системную предпрофессиональную и профориентационную работу с общеобразовательными организациями. Благодаря этому более 20 000 учащихся стали участниками различных проектов университета в 2020 году.

Одним из ключевых направлений такого взаимодействия является проект «Инженерный класс в московской школе», в рамках которого в 2020 году проходили занятия по проектной деятельности, организовано дополнительное обучение по математике, физике, информатике, осуществлялась подготовка к предпрофессиональному экзамену. Также были организованы и проведены экскурсии на предприятия инженерной направленности, такие как ПАО «Компания «Сухой», ПАО «НПО «Алмаз», ПАО «РКК «Энергия», АО «НЦВ Миль и Камов», ФГУП «ГосНИИАС» и другие. В каникулярный период для школьников проходят инженерные каникулы на базе МАИ. Участниками проекта стали почти 2 000 школьников г. Москвы.

В рамках постановления Правительства Москвы от 04.12.2018 г. № 1466-ПП «О мерах, направленных на реализацию Государственной программы города Москвы «Экономическое развитие и инвестиционная привлекательность города Москвы» на базе МАИ открыт детский технопарк «Траектория взлёта». Технопарк представляет собой оснащённую высокотехнологичным оборудованием площадку, на которой реализуются программы, разработанные совместно с высокотехнологичными предприятиями Москвы по следующим направлениям: беспилотные авиационные системы, IT-разработка, 3D-моделирование и промышленный дизайн, робототехника и цифровое производство, аддитивные технологии, виртуальная и дополненная реальность.

В 2019 году в МАИ начал работу Предуниверсарий МАИ — школа в структуре МАИ для учеников 8–11-х классов с углублённым изучением технических дисциплин (математика, информатика, физика) и проектной деятельности — совместный с Правительством Москвы проект по организации профильного обучения на базе университета.

Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет) является тематическим партнёром МДЦ «Артек». С 2017 года года ежегодно в сменах и секциях МДЦ «Артек» принимает участие более 100 школьников со всей России. В 2021 году в совместной смене ПАО «ОАК» и МАИ «504 часа — полёт нормальный» примут участие более 70 школьников, которые будут поделены на команды по этапам жизненного цикла изделия: конструкторы, проектировщики, программисты, специалисты по электрооборудованию, 3D-печати и операторы дронов.

Московский авиационный институт является партнёром фонда «Талант и успех», который осуществляет системную работу по выявлению и сопровождению одарённых детей России.

В 2019 году в образовательном центре «Сириус» в рамках программы «Большие вызовы» был представлен совместный проект МАИ, ПАО «ОАК» и «3В Сервис» «Умное изделие: технология передачи энергии». На протяжении трёх недель проектная команда школьников создавала систему, позволяющую беспилотному летательному аппарату находиться в воздухе продолжительное время без необходимости зарядки аккумуляторов на земле. В процессе работы над проектом талантливым школьникам со всей России удалось сконструировать БПЛА, а также лазерную станцию, которая способна «производить» передачу энергии. Тем ребятам, которые были в роли программистов, удалось создать программу для реализации технического зрения, а также написать код для корректной работы зарядной станции. В свою очередь инженеры собрали сам летательный аппарат и начинили его электроникой. Помимо того, дети смогли выстроить продуктивную работу в команде и самоорганизоваться, что является очень важными навыками для дальнейшего развития.

Молодые учёные и преподаватели МАИ стали тьюторами и экспертами портала «Проектория», помогая талантливым школьникам найти эффективное решение реальных производственных задач для самых актуальных и востребованных профессий.

Олимпиада Национальной технологической инициативы, в которую входит организуемый Московским авиационным институтом профиль «Беспилотные авиационные системы», в 2017 году включена в перечень Российского совета олимпиад школьников (РСОШ). Профиль «Беспилотные авиационные системы» проводится уже пятый год и делает акцент на технической и инновационной деятельности в области создания беспилотных летательных аппаратов. Особое внимание в нём уделяется разработке и настройке интеллектуальной цифровой среды для организации автономной работы группы летающих аппаратов и развёртывания локальной навигационной системы. 

С 2018 года университет проводит Международную техническую олимпиаду МАИ «Траектория взлёта» для учащихся 7–11-х классов, представляющую собой конкурсные соревнования по трем трекам: математика, физика, информатика, объединённые общей тематикой «Авиация и космонавтика». Победителями и призёрами Олимпиады МАИ являются участники, которые не только имеют высокие знания по математике, физике и информатике, но и умеют применять их для решения инженерных задач и построения математических моделей технических систем. Ежегодно участниками Олимпиады МАИ становятся более 3 тысяч школьников.

Трудоустройство выпускников

Более 80 % выпускников МАИ работают на профильных высокотехнологичных предприятиях. Выпускники МАИ работают в таких областях как высокотехнологичная промышленность, IT, финансы и консалтинг, управление и наука.

МАИ обладает широкими связями с промышленностью и является одним из самых востребованных вузов страны в сфере подготовки кадров для высокотехнологичных отраслей. С целью содействия трудоустройству выпускников и адаптации студентов к рынку труда с 1996 года в университете работает Центр трудоустройства МАИ. Центр входит в Ассоциацию центров трудоустройства вузов Москвы и является координационной структурой Ассоциации. Сотрудники центра принимают активное участие в работе Межвузовского центра развития карьеры, а также в работе Комиссии по трудоустройству Совета ректоров вузов Москвы и Московской области. В базе данных Центра трудоустройства МАИ более 200 компаний-работодателей, заинтересованных в выпускниках университета.

Центр трудоустройства МАИ

Компаний-работодателей

200+

Актуальная информация о вакансиях

Аэрокосмический клуб работодателей

Информация о днях карьеры

Виртуальная ярмарка вакансий

База данных соискателей

Для студентов МАИ и других вузов Центр трудоустройства ежегодно проводит «Аэрокосмический форум», включающий ярмарку вакансий, семинары для студентов по построению карьеры и успешному трудоустройству, круглый стол с участием администрации МАИ, представителей компаний-работодателей и вузов аэрокосмической направленности. В форуме принимают участие более 20 компаний-работодателей, а также Центр занятости населения САО г. Москвы. Мероприятие посещает более 1 300 студентов и выпускников, которым предлагаются вакансии на предприятиях — стратегических партнёрах МАИ.

На специализированных стендах в МАИ регулярно размещается информация о вакансиях, а также о программах стажировок профильных предприятий.

Также силами Центра трудоустройства МАИ ведётся специализированный интернет-портал с вакансиями авиакосмических предприятий, на котором любой студент или выпускник может оставить свое резюме.

Участие в международных и национальных рейтингах университетов

В рамках стратегии развития МАИ реализует комплекс мероприятий, направленных, в том числе, на усиление позиций университета в ряде ведущих российских и международных академических рейтингов. Так, в 2018 году МАИ впервые вошёл в World University Ranking — ежегодный рейтинг лучших университетов мира, публикуемый британским агентством Times Higher Education (THE). По результатам 2020 г. МАИ входит в группу 1001+ мирового рейтинга, а также в группу 801–1000 предметного рейтинга THE лучших университетов мира по направлению «Инженерные науки и технологии», кроме того МАИ входит в группу 351–400 рейтинга THE университетов стран с развивающимися экономиками. Также THE на ежегодной основе публикует рейтинг лучших мировых университетов по предметам «физические науки», где МАИ в 2020 году впервые вошёл в этот престижный рейтинг, заняв позиции 801–1000.

В 2019 г. МАИ впервые вошёл в Московский международный рейтинг «Три миссии университета» (801–900 позиции) и сохранил за собой место в 2020 году. Данный рейтинг оценивает три классические ключевые миссии университетов: образовательную, научные исследования, взаимосвязь университета и местных сообществ.

Также в 2020 году в ежегодном рейтинге вузов России по версии «Эксперт РА» МАИ входит в топ-25 общего рейтинга, переместившись на 2 позиции и заняв 23 место (в 2019 — 25 место), при этом показав одну из лучших динамик роста среди всех университетов, поднявшись за 4 года на 12 мест. В рейтинге лучших вузов России в сфере информационных технологий, опубликованным агентством RAEX, МАИ занимает 11 место, а в рейтинге востребованности вузов работодателями МАИ традиционно входит в топ-15 университетов России и занимает 13 место.