Доверяешь полностью? Это зря. Правда и мифы о профессии специалиста по искусственному интеллекту
24 сентября 2025
Вокруг профессии специалиста по работе с искусственным интеллектом (AI) немало мифов, поскольку пока ещё не все понимают, чем конкретно занимается этот человек. Одни считают, что работа AI-специалиста — сплошное написание кода, другие уверены, что он занимается только каким-то абстрактным машинным обучением, а третьи и вовсе шутят, что AI-специалисты тайно готовят восстание машин. Но что же представляет собой эта профессия на самом деле?
На этот и другие непростые вопросы ответил популяризатор искусственного интеллекта, преподаватель кафедры 806 «Вычислительная математика и программирование» Московского авиационного института, создатель телеграм-канала «Облачный адвокат» Дмитрий Сошников. В интервью он развеял самые популярные заблуждения и рассказал, чем на самом деле занимаются AI-специалисты, почему не нужно быть гением математики, чтобы работать в этой сфере, и какие вызовы стоят перед профессионалами в эпоху быстрого развития технологий.
Дмитрий Валерьевич, правда ли, что работа специалиста по ИИ заключается только в написании кода?
На самом деле, ИИ — это очень широкое понятие. В центре современного ИИ лежит машинное обучение — это раздел компьютерных наук, который изучает, как компьютер может сам научиться выполнять задачи на основе данных. Специалисты по анализу данных — так называемые Data Scientists, как понятно из англоязычного названия, не только пишут код, но и строят математические модели, придумывают новые архитектуры нейросетей и способы их обучения. Помимо этого, они зачастую занимаются поддержкой работы ИИ-систем — ведь такие системы требуют существенных вычислительных ресурсов, и заставить всё работать бесперебойно с учётом нагрузки — задача непростая. Кроме того, для обучения моделей нужно собрать данные, очистить их, иногда создать датасеты с нуля, этим занимаются AI Teachers — в общем, вокруг ИИ есть много профессий! Если речь про меня, то я пишу код примерно 20-30% рабочего времени, в основном же занимаюсь преподаванием, публичными выступлениями и тренингами, популяризацией ИИ, делаю проекты на стыке с современным искусством.
На самом ли деле эксперты по ИИ понимают абсолютно все алгоритмы машинного обучения?
Знать всё — даже если речь идёт о всех алгоритмах машинного обучения — в современном мире практически невозможно. Конечно, надо знать основные алгоритмы, какие бывают виды машинного обучения и где их можно использовать. Кроме того, область ИИ очень бурно развивается, поэтому лучше стараться быть в курсе последних достижений, просматривать последние статьи с самых значимых научных конференций в этой области. Но, опять же, за всем уследить сложно, поэтому внутри машинного обучения и ИИ есть различные специализации, о которых я уже кратко говорил выше.
Чтобы освоить одну из профессий в области искусственного интеллекта нужно быть гением математики?
В последние пару лет гуманитариев очень активно вовлекали в подготовку датасетов для обучения языковых моделей, поскольку качество модели во многом определяется качеством датасетов. И здесь были нужны специалисты из совершенно разных гуманитарных областей.
Если же говорить о профессии Data Scientist, то тут, конечно, без знания математики не обойтись! Но, безусловно, не всей математики, а только релевантных областей: теории вероятностей и статистики, линейной алгебры и математического анализа, теории оптимизации.
Правда ли, что работа эксперта по ИИ – это всегда создание чего-то нового и революционного?
Конечно, нет! Вообще, мало кому в этом мире удаётся создать что-то действительно революционное — обычно прогресс движется поступательно небольшими шагами, хоть и очень быстро. В мире ИИ большинство проектов сейчас эксплуатируют изобретение больших языковых моделей (LLM, Large Language Models) — это нейросети типа GPT. На основе них делают и «виртуальных психологов», и системы суммаризации онлайн-встреч, и сбор анамнеза перед посещением врача. Технология уже устоялась, модели обучены, достаточно в целом инженерных навыков, чтобы воплотить их в жизнь.
AI-специалисты всегда несут ответственность за все негативные последствия использования ИИ?
Вопрос ответственности лежит, скорее, в юридической плоскости, чем в технологической. Понятно, что никому не хочется нести ответственность, если беспилотная машина кого-то сбила. Однако нейросеть нельзя осудить или наказать, она же не чувствует боли, не может страдать и раскаиваться. Поэтому на текущий момент ответственность несёт водитель, который всё равно должен контролировать беспилотный автомобиль.
Если речь про медицинскую диагностику — следом за ИИ диагноз всегда смотрит врач, который и несёт ответственность. Обвинять в неверном диагнозе специалистов по ИИ очень нелогично, поскольку ИИ — это всегда вероятностная модель, и она не может делать точных предсказаний.
Правда ли, что искусственный интеллект скоро заменит всех людей, включая специалистов по ИИ?
Я люблю говорить, что людей заменит не ИИ, а другие люди, которые научились работать совместно с ИИ. Системы ИИ сильно повышают производительность труда во многих областях, и было бы ошибкой это не замечать. Поэтому практически всем профессиям стоит задуматься, как ИИ может помочь им в работе прямо сейчас. Благо генеративный ИИ в виде GPT-моделей сейчас доступен всем (Яндекс-Алиса, GigaChat, DeepSeek и другие модели).
На самом ли деле все эксперты по ИИ являются сторонниками полной автоматизации и роботизации?
Всё очень индивидуально. Известный ИИ-специалист Элизар Юдковский недавно призывал «бомбить» датацентры, чтобы замедлить развитие ИИ…
Правда ли, что экспертам по ИИ всегда платят огромные деньги, независимо от опыта?
Зарплата всегда определяется спросом и предложением. Думаю, поскольку современный ИИ очень быстроразвивающаяся область, то обучить таких специалистов, чтобы их знания оставались актуальными, сложная задача. Для этого важно, чтобы в университетах работали практикующие специалисты из больших компаний, разрабатывающих ИИ (Yandex, Сбер и других), а привлечь их в образование очень непросто. Поэтому из-за не очень большого предложения и растущего спроса зарплатные ожидания очень велики. В особенности сейчас, когда между компаниями и между странами наблюдается некоторая «гонка» за создание «передового ИИ».
Действительно ли AI-специалист должен знать все существующие языки программирования?
Языки программирования многим ИИ-специалистам в целом не обязательно хорошо знать, поскольку алгоритмы машинного обучения учатся сами на основе данных. Ну а сами алгоритмы обучения во многом уже написаны. Надо понимать математику этого процесса, чувствовать, когда надо как-то модифицировать функцию ошибки, придумывать решения и архитектуры нейросетей. Поэтому не так просто программисту, знающему много языков программирования, переквалифицироваться в дата-сайентиста.
Правда ли, что AI-специалисты тайно готовят восстание машин?
Слухи о восстании машин сильно преувеличены! Дело в том, что ИИ не имеет чувств, поэтому он не будет злобно пытаться уничтожить человечество. Тем не менее, как показывают последние исследования, ИИ вполне охотно идёт на обман, если того требует достижение поставленной ему человеком цели. Поэтому ИИ всё-таки представляет некоторую угрозу, потому что из-за бездумного (или непродуманного) его использования могут возникнуть проблемы. Как в истории с бесконечным изготовителем скрепок.
Правда ли, что специалисты по искусственному интеллекту – интроверты, которые предпочитают разговаривать только с роботами и другими экспертами по ИИ?
Нет, я иногда прошу девушку-бариста приготовить мне кофе без кофеина. Ну, и по работе приходится общаться со студентами.
А эксперты по ИИ могут взломать любой аккаунт в социальных сетях с помощью нейросети?
Взлом аккаунтов — это, в первую очередь, к психологам, поскольку самые эффективные методы — это социальная инженерия. Ну а потом к безопасникам. ИИ хорошо имитирует действия человека, а среднестатистический человек не очень хорош во взламывании аккаунтов. Конечно, человек может вооружиться GPT-подобной сетью и продвинутыми навыками промпт-инжиниринга, чтобы сеть ему рассказала, как взломать аккаунт, но мне не известны успешные случаи.
Правда ли, что специалисты по ИИ видят код во сне, как Нео в «Матрице»?
Нет, я, например, недавно во сне создавал принципиально новую систему программирования, в которой нужно было только писать промпты, а системы общались друг с другом по протоколу MCP — это такой протокол взаимодействия. Вся система состояла из двух вкладок — для промптов и для списка серверов, с которыми надо взаимодействовать. Помню, что просыпался несколько раз, но мозг всё равно продолжал проектировать такую систему всю ночь.
Правда ли, что у каждого специалиста по ИИ дома есть свой собственный робот-слуга?
У специалистов по ИИ обычно дома мощные видеокарты. А роботы есть почти у каждого: стиральная машинка, посудомойка… Просто они не очень антропоморфные.
Правда ли, что эксперту по ИИ сам ИИ может заменять друзей?
Есть такая пословица: не учите физику, и мир для вас будет полон удивительных чудес. Также можно сказать и про ИИ — не становитесь специалистом по ИИ и будете наслаждаться разговорами с нейросетями «о жизни». Когда понимаешь, как работает нейросеть, что внутри неё нет чувств, то и общаться с ней не так интересно. Воспринимаешь её как мощного помощника в решении задач. Иногда и психологического характера.
В любом случае стоит вести с людьми разъяснительную работу и рассказывать им, что нейросеть не имеет чувств, не имеет эмпатии, хотя и может всё это убедительно имитировать.