Новый двигатель для «Суперджета», серийный МС-21 и возвращение «тушек»: доцент МАИ — о перспективах российской авиаотрасли
14 января 2025Развитие российской авиаотрасли сегодня связано сразу с несколькими ключевыми проектами. Так, в ближайшие годы планируется начать массовое производство среднемагистрального авиалайнера МС-21 на замену Boeing и Airbus.
О том, над какими технологиями работают отечественные авиаконструкторы, рассказал доцент кафедры 106 «Аэродинамика, динамика и управление летательных аппаратов» МАИ, кандидат технических наук Михаил Тяглик.
Обновление авиапарка
В МС-21 использовали рекордную долю лёгких композитных материалов — 30% корпуса. При этом в СМИ периодически появляется информация о том, что самолёт стал тяжелее на шесть тонн. Это так?
Самолёт ещё не прошёл сертификацию, строго прописанных характеристик в его документации нет, а недостатки вроде увеличения массы будут устраняться. О лётно-технических характеристиках МС-21 мы сможем судить только после того, как выпустят сертификат типа этого авиалайнера. Но можно точно сказать, что в самолёте будет много композитных материалов и уникальных решений. У него усовершенствованы аэродинамические характеристики, а крылья хорошо механизированы. Российские авиаконструкторы сделали их по новой, сложной технологии, что позволило удлинить крылья и уменьшить их сопротивление. Благодаря этому воздушное судно полетит быстрее, но вместе с тем будет сжигать меньше топлива.
Большое внимание при сертификации самолётов власти уделяют безопасности. Отечественная система управления МС-21 предполагает синхронное движение джойстиками, которого нет у иностранных аналогов. Почему конструкторы решили внести такую особенность в авиалайнер?
Связанные ручки, во-первых, ускоряют обучение пилота, который будет держаться за второй джойстик и запоминать движения инструктора. Во-вторых, во время тренировочного полёта можно корректировать действия стажёра, что тоже ускоряет освоение MC-21. В систему управления встроена ещё одна интересная функция. Джойстик способен моделировать тряску, когда авиалайнер подходит к критическим режимам полёта. Его специально так проектировали, чтобы лётчик получил дополнительную информацию и оперативно принял решение об изменении скорости, угла атаки и т.д.
Связанные джойстики помогут экипажу действовать более слаженно в экстремальных ситуациях. Такой системы управления нет у зарубежных аналогов, потому что MC-21 — более современное воздушное судно, построенное с нуля.
Вопрос надёжности SJ-100
Для выхода «Суперджета» в серийное производство конструкторам нужно заменить франко-российский двигатель SaM-146 на отечественный ПД-8. Чего не хватает турбине для сертификации?
Надо помнить, что ПД-8 делали для региональных авиалайнеров. Им нужен недорогой, но надёжный мотор, который сделает перелёты доступными по цене. ПД-8 откроет новые возможности и для создания российского бизнес-джета Aurus.
С SJ-100 в последний год произошло несколько авиаинцидентов, после которых полёты прерывались. С какой частью самолёта связана большая часть происшествий — с двигателем, шасси или авионикой? Или повлиял человеческий фактор?
Любой авиаинцидент возникает из-за наложившихся друг на друга причин. Один отказ не может привести к фатальным последствиям из-за наличия в самолёте четырёхкратной системы резервирования критически важных компонентов. В последних происшествиях с SJ-100 нет общей закономерности. Нельзя утверждать, что узлы и агрегаты авиалайнера сделаны с конструктивными особенностями, приводящими к авариям. «Суперджет» отвечает международным требованиям безопасности самолётов этого класса.
Можно проанализировать один из случаев, когда «Суперджет» совершил грубую посадку в аэропорту Антальи в ноябре 2024 года, после чего произошло возгорание из-за повреждения топливного бака. Некоторые утверждают, что у самолёта непрочная конструкция, подломилась стойка. На самом деле лайнер попал в сильный сдвиг ветра и пошёл на жёсткую посадку, в этом случае вина за происшествие и повреждение самолёта лежит на экипаже. У любой авиатехники есть запас прочности, преодолев который, вы сломаете её.
Переходный период
Ту-214 рассматривается как промежуточный вариант среднемагистрального лайнера, пока не будет готов МС-21. Почему «тушки» не могут стать альтернативой новым авиалайнерам? Продолжится ли производство и эксплуатация старой машины после выхода МС-21?
Ситуация с Ту-214 сложная, это довольно устаревший самолёт из конца 1980-х годов, который отвечает не всем современным требованиям. Им управляют три члена экипажа — два пилота и бортинженер, по этой профессии уже давно не готовят в летных школах. В новых самолётах его функции выполняет компьютер, а обучить такого специалиста стоит дополнительных денег, поэтому авиакомпании не готовы закупать «тушки» на таких условиях. На Ту-214 ставится двигатель ПС-90.
Самолёт будут выпускать ограниченной серией при условии, что требования российских авиакомпаний по его модернизации будут соблюдены, а бортинженера заменит робот. Но производить его будут до тех пор, пока MC-21 не пойдёт в серию. Это принципиально новый лайнер с улучшенной эргономикой, оптимальным расположением сидений и деталей салона, что позволит летать с повышенным комфортом и разгружать пассажиров на 20% быстрее, чем конкуренты. Поэтому упор делается на выпуск нового самолёта, а не на доработку Ту-214. МС-21 начнут активно вводить в строй в 2027-2028 годах.