Я — инженер: чему учат будущих создателей авиационной техники

2 июля 2021

Сегодня работа авиаконструкторов кардинально отличается от работы их знаменитых коллег, создававших самолёты во второй половине ХХ века. На смену кульманам и рейсшинам пришли цифровые технологии, а классическим лекциям — новые подходы. Как учатся сегодня будущие создатели самолётов, где и как практикуются и чем занимаются впоследствии на рабочих местах — расскажем в нашей статье.

Долгие годы высшее образование считалось одной из наиболее консервативных сфер. Однако за последние пару десятков лет наметилось изменение требований к организации и содержанию обучения студентов. Сегодня на смену классическим учебным программам приходят индивидуальные образовательные траектории и практико-ориентированное обучение с возможностью более глубокого погружения в профессию ещё на этапе обучения в вузе.

Безусловно, значимым элементом перезагрузки образовательного процесса стала цифровизация. С ней пришло развитие компьютерных технологий и интернет-систем. Сама профессия инженера тоже стала цифровой. Матмоделирование, цифровые двойники, сверхкомпьютерные вычислительные системы, искусственный интеллект... Но всё это — лишь инструменты, которые имеют невысокую эффективность без системного подхода. О цифровизации как о следующем этапе развития высшего образования можно будет говорить, когда состоится переход вузов к платформенной системе образования. Платформа — это не просто цифра, а комплекс взаимоотношений на цифровой площадке. Это следующая цель.

Университет как центр интеграции

Сегодня же наибольшую роль в новой системе знаний приобрело само высшее учебное заведение как хаб, на территории которого одновременно сосредоточена исследовательская, экспериментальная и опытная база.

«Говорить о методах можно много. Это и цифровые платформы, и индивидуальные образовательные траектории, и модульное обучение. Сейчас это очень много обсуждается, но главное, что изменилось — подход. Студенты получают практический опыт и знания, востребованные индустрией ещё в процессе обучения, благодаря чему у ребят появилось больше возможностей развиваться профессионально. Это потребовало колоссального изменения структуры образовательной организации, взаимоинтеграции образования, науки и промышленности. Фактически университет стал центром интеграции трёх векторов: кадры, знания, реализация», — отмечает директор института № 1 «Авиационная техника» Московского авиационного института, заведующий кафедрой 104 «Технологического проектирования и управления качеством» Олег Сергеевич Долгов.

К слову, МАИ сегодня — крупный научно-исследовательский центр, который сотрудничает с промышленными корпорациями по большому спектру направлений. В лабораториях, конструкторских бюро и центрах компетенций вуза реализуются образовательные и научные проекты в области комплексного конструирования и математического моделирования, беспилотных летательных аппаратов, двигательных и энергетических установок, электрификации инженерных систем, IT, сервиса высокотехнологичных изделий, аддитивных технологий и композиционных материалов, роботизации и другие.

Коммерческая ценность знаний

В авиастроении в частности и в инженерии в целом современные знания непрерывно обновляются, они сохраняют свою коммерческую ценность всего несколько лет, а затем требуют дальнейшего развития и обновления. Где почерпнуть новые? Явно не из учебников, так как там содержится фундаментальная, базовая информация. Остаётся только практика, основанная на совместных проектах международного уровня, решающих задачи, находящиеся на фронтире науки.

«Прикладные знания, имеющие коммерческую ценность, можно получить только участвуя в текущих проектах, — говорит эксперт. — Являясь центром, который агрегирует современные знания, участвуя в значимых инновационных проектах индустрии, которые определяют развитие отрасли, и не только авиационной, мы даём ребятам возможность войти в профессию, погрузиться в современную структуру знания и приобрести важную профессиональную компетенцию и ценность, с которой они выйдут на рынок труда как состоявшиеся востребованные инженеры».

Среди примеров совместный проект МАИ с Шанхайским университетом Цзяо Тун (ШУЦТ), корпорациями ОАК и COMAC. Поступая в совместную магистратуру, студенты заключают контракты с работодателями. Они — будущие специалисты российско-китайского проекта широкофюзеляжного дальнемагистрального самолёта (CR929). В 2019 году МАИ и ШУЦТ открыли также три направления бакалавриата.

«Серьёзная профессиональная деятельность — это магистратура. Бакалавриат — это вхождение в профессию, первый шаг. Да, отбор ребят ведётся именно там, но профессиональное становление их происходит уже в процессе работы над магистерской диссертацией по темам инновационных проектов своих работодателей и промышленных партнёров», — отмечает Долгов.

Ещё один пример — производственная практика на Комсомольском-на-Амуре авиационном заводе имени Ю.А. Гагарина (КнААЗ), куда этим летом едут порядка 50-ти студентов. Они улетают на одну из наиболее перспективных инновационных промышленных площадок. У ребят есть возможность увидеть своими глазами, понять, как устроено передовое производство и какую роль для себя они могут там найти. Кто-то из них обретёт там своего будущего работодателя, кто-то нет, но абсолютно все они войдут в свою профессию с багажом знаний, открывающим путь в новый технологический уклад.

Индивидуальный запрос на знания

Неразрывно с курсом на практико-ориентированность идёт индивидуализация образования — ещё один тренд в сфере высшего образования, причём не только в России, но и во всё мире.

Переход к новому технологическому укладу предполагает, что человек, входя в профессиональную деятельность, не может продолжать учиться по каким-то лекалам. Современный инженер сам формирует запрос на компетенции и определяет востребованность своей позиции. А для этого первое, что он должен сделать, — самостоятельно сформировать запрос на необходимые ему знания. Без участия самого потребителя в выстраивании структуры образования достичь этой цели практически невозможно.

В МАИ активно развивается проект «Индивидуальные образовательные траектории» (ИОТ), предполагающий освоение не только основных инженерных навыков, но и организационно-управленческих компетенций, иностранных языков и дополнительных технологических курсов. Первым делом студент определяется с направлением своего развития. Очень крупными мазками их можно разделить на несколько взаимодополняющих направлений: исследователь, специалист, управленец, предприниматель. Затем он следует по типовой базовой траектории, которая дорабатывается и корректируется в процессе развития.

«Мы начинаем с „Траектории № 1“ (название программы ИОТ института № 1 МАИ — ред.) — с проектного обучения. Открываем перед ребятами двери наших научных лабораторий, конструкторских бюро, взаимодействуем с партнёрами — чтобы студенты присутствовали на всех наших площадках: учебной, научной и исследовательской. Это даёт им возможность реализовывать полученные знания и преобразовывать их в виде профессиональных компетенций», — говорит Олег Сергеевич.

Ребята должны войти в профессию ещё в процессе обучения, потому что именно профессиональная деятельность и участие в современных международных проектах дают знания, имеющие коммерческую ценность. И если вузы хотят, чтобы их выпускники пользовались спросом на рынке труда, то должны задумываться о том, чтобы студенты становились участниками проектной деятельности ещё на младших курсах.

В этот день было

Задана разработка проекта самолета Т-4
Состоялся первый полет самолета-амфибии Бе-8
Родился летчик-испытатель В.В. Беспалов