Институт МАИ-ШУЦТ: к юбилейному набору готов

23 апреля 2021

В этом году состоится уже пятый набор в совместную магистратуру Московского авиационного института и Шанхайского университета Цзяо Тун (ШУЦТ). Международная целевая корпоративная программа магистратуры направлена на подготовку кадрового резерва для российско-китайского проекта широкофюзеляжного дальнемагистрального самолёта CR929 (ШФДМС). На сегодняшний день более 100 студентов прошли обучение по программе и получили степень магистра.

Институт МАИ-ШУЦТ курируется Дирекцией перспективных научных программ МАИ, возглавляемой Романом Юрьевичем Клиновским, и занимает обособленное положение среди прочих подразделений университета. Однако ни один из институтов МАИ не может существовать полностью автономно. О том, как небольшой, относительно масштабов всего вуза, институт влияет на образовательные, организационные и научные процессы в МАИ, расскажем в этой статье.

Образование

Магистратура МАИ-ШУЦТ — уникальный проект по многим параметрам.

— Это не просто новая программа, а возможность проектного обучения, — делится своим мнением директор дирекции института № 1 «Авиационная техника» МАИ, заведующий кафедрой 104 «Технологическое проектирование и управление качеством» Олег Сергеевич Долгов. — В классическом варианте у выпускников вузов существует разрыв между реальными отраслевыми задачами и знаниями, полученными при обучении. В институте МАИ-ШУЦТ уже в процессе обучения мы выводим студентов на передовую. Они сразу получают опыт на конкретном проекте, в процессах взаимодействия с заказчиком и поиска собственного профессионального призвания.

Программа совместного института формируется благодаря тесному контакту с заказчиками: ОАК, ОДК, холдингом «Технодинамика» — со стороны России; COMAC и AEEC — со стороны Китая.

— Для МАИ это колоссальный шаг вперёд и, фактически, возможность через эту программу формировать отрасль будущего. Мы не учимся у отрасли, а сами задаём вектор развития через кадры, — добавляет Олег Сергеевич.

Эти слова подтверждаются интересом самих студентов к проекту.

— Международная образовательная программа — это, в первую очередь, показатель качества для университета, — отмечает директор дирекции института № 2 «Авиационные, ракетные двигатели и энергетические установки» Вероника Павловна Монахова. — Наши студенты поступают в магистратуру и после специалитета. Для студента МАИ-ШУЦТ — это не просто очередная ступень образования, а перспективная возможность поиска уникальной образовательной траектории.

Действительно, уникальность совместного института МАИ-ШУЦТ заключается, главным образом, в инновационном образовательном процессе. Подтверждает это и выпускник первого набора магистратуры, куратор англоязычных образовательных программ института № 1 Илья Алексеевич Константинов.

— МАИ-ШУЦТ, как и любая международная программа, на несколько шагов опережает традиционные, хотя сама по себе достаточно консервативна и стабильна, так как была создана не вчера и не позавчера, — говорит он. — МАИ-ШУЦТ — это регулярный обмен между индустрией и университетом. Мы находимся в постоянном контакте с лидерами отрасли для реализации международного проекта CR929. Такая коммуникация исключает риск расхождения между университетскими знаниями и реальными задачами отрасли.

Организация

Уникальность проекта МАИ-ШУЦТ задаёт определённый уровень сложности в его реализации. В первую очередь, это формальная сторона вопроса, которая требует усердной работы юридического отдела МАИ.

— Этот проект уникален с юридической точки зрения: формирование совместного института, унифицированные индивидуальные планы, создание полностью целевого коммерческого обучения, — считает начальник Правового управления МАИ Максим Валерьевич Васильев. — Это большой шаг для развития внешних связей МАИ.

МАИ-ШУЦТ — это первый совместный институт в МАИ. Это общая работа двух стран, двух крупнейших университетов, корпораций. Кооперация такого уровня влияет на многие процессы, как в институтах № 1 и № 2, на базе которых проходит обучение, так и в МАИ в целом. В первую очередь, это повсеместное внедрение английского языка.

Как проходит работа над созданием англоговорящего института, рассказывает Олег Сергеевич Долгов:

— Мы постоянно находимся в процессе актуализации учебной программы, курсов и компетенций преподавателей. Для студентов мы создали английский клуб, где сформирована живая языковая среда. Во встречах участвуют и иностранные студенты, и студенты из института № 10 «Иностранных языков» — лингвисты, которые владеют и китайским, и английским языками. Кроме этого, мы диверсифицировали программу английского языка, чтобы наиболее эффективно разделить ребят по текущему уровню подготовки и, соответственно, дать знания, адаптированные под их уровень.

Институт № 2, на базе которого проходит подготовка двигателистов МАИ-ШУЦТ, также активно участвует в создании англоязычной среды. Так, по словам Вероники Павловны Монаховой, была проделана большая работа с профессорско-преподавательским составом.

— До этого в институте № 2 не было опыта реализации программ подобной сложности, — рассказывает она. — С 2017 года, начиная с первого набора в магистратуру, проведена большая работа: многие преподаватели прошли курсы повышения квалификации, дополнительную подготовку. На сегодняшний день в нашем институте уже публикуются не только научные работы на английском, но и учебные пособия, написанные нашими преподавателями.

Вся работа, связанная с МАИ-ШУЦТ, проходит на кафедрах 101 «Проектирование и сертификация авиационной техники», 203 «Конструкция и проектирование двигателей», 204 «Авиационно-космическая теплотехника» и 205 «Технология производства двигателей летательных аппаратов», однако изменения, происходящие в одном подразделении, так или иначе влияют и на другие.

— МАИ-ШУЦТ — часть огромного процесса изменения, — считает Илья Константинов. — Международные программы — это серьезный драйв, который меняет инфраструктуру учебного процесса. Плотная работа с одним образовательным направлением вовлекает и смежные институты. Когда мы расширяем сферу влияния, создаются новые интеграции с другими вузами или корпорациями.

Такие изменения особенно заметны на примере проекта индивидуальных образовательных траекторий. Активное развитие этот проект получил как раз на базе института № 1.

— «Траектория 1» — программа проектного обучения для студентов первого и второго курсов института № 1 — выстроена под программу МАИ-ШУЦТ. Ребята работают с кураторами и тематиками, непосредственно связанными с проектной деятельностью. Формируется индивидуальная траектория обучения, на которую могут влиять сами студенты. Они могут принимать участие в работе лаборатории, получать второе высшее образование параллельно с первым, изучать английский язык, что в совокупности приводит к программе двойных дипломов, — поясняет Олег Сергеевич Долгов.

Научная деятельность

Особенное достижение для МАИ за годы существования совместного института — организация крупной международной конференции ICASSE (International Conference on Aerospace System Science and Engineering).

— Если бы не было МАИ-ШУЦТ, то не было бы и конференции. Она была задумана как новая площадка для научного общения, — подчёркивает начальник научно-исследовательского отдела кафедры 101, являющийся председателем оргкомитета и входящий в состав международного руководящего комитета конференции, Дмитрий Юрьевич Стрелец.

Конференция проходит в разных частях света: в Шанхае на базе ШУЦТ, в Москве на базе МАИ, в Торонто на базе Аэрокосмической школы Университета Торонто. Лучшие работы по итогам конференции публикуются в журнале Aerospace Systems Journal (Springer), который индексируется в крупнейшей базе научных данных — Scopus. В этом году состоится уже пятая встреча учёных, студентов и представителей промышленности в рамках ICASSE.

— ICASSE — это возможность расширения площадки для общения между учёными и магистрами, которые только становятся учёными. Очень важно, что они вращаются в такой среде, где можно обсуждать актуальные вопросы, связанные с научными направлениями. Наука не может жить изолированно — должна быть среда, которая позволяла бы обмениваться мыслями, идеями, результатами своих научных открытий. Такой средой международного уровня и стала эта конференция для Московского авиационного института, во многом благодаря именно кооперации МАИ-ШУЦТ, — говорит Дмитрий Юрьевич Стрелец.

Мультикультурное пространство

Пожалуй, одним из самых привлекательных факторов для студента, поступающего на международную программу, является возможность познакомиться с другой культурой. Это касается и совместного института МАИ-ШУЦТ. Полтора года в крупнейшем мегаполисе мира, в университете, образовательный процесс в котором отличается от привычного, меняют мировоззрение.

Каждый студент совместной магистратуры, находясь в Китае, учится выстраивать коммуникацию с людьми, обладающими совершенно другим менталитетом. То же касается и китайских студентов, которые на год приезжают в Москву, в МАИ. При этом каждый маёвец как представитель принимающей стороны становится участником этого процесса коммуникации. Студенты МАИ-ШУЦТ, по данным Управления международной деятельности МАИ, составляют треть всех студентов из Китая в стенах университета.

— Международная программа размывает такие границы, как «мой институт», «мой город», «моя страна», — рассуждает Илья Константинов. — У нас есть наш университет. Наш совместный институт. Не один город, а два города, не одна страна, а две страны. Не одно предприятие-работодатель, а кооперация предприятий, которые принимают участие в этом проекте. Это размытие границ очень интересно и очень перспективно для всего МАИ.

Значение для университета

Международные программы зачастую являются важным стимулом для развития университета. А международные программы, основанные на высокотехнологичном транснациональном проекте, — это ещё больший стимул.

МАИ-ШУЦТ — это сложная в реализации, многоэтапная работа, которая требует больших ресурсов. Однако её успех означает формирование поколения высококвалифицированных инженеров-авиаконструкторов, которые способны задавать вектор развития целой отрасли на международном уровне.

— Срок жизни знаний в авиации сегодня — четыре-пять лет, — говорит Олег Сергеевич Долгов. — Участие в программах обучения, которые создаются по реальным проектам, открывает доступ к актуальным знаниям. Выпускники МАИ-ШУЦТ — универсальные, коммуникабельные, владеющие передовыми знаниями востребованные специалисты.

В этот день было

Первый полет самолета Ту-334
Первая ночная посадка самолета Т10К-2
Первый полет гидросамолета Бе-8