Как студентка МАИ получила патент на свою разработку и орден Александра Великого
25 августа 2020Среди студентов МАИ немало разработчиков и инноваторов, которые делают прорывные открытия в различных сферах, получают патенты, создают стартапы и всеми силами стараются развивать технический прогресс, улучшая жизнь тысяч людей. В их числе студентка 5-го курса института № 7 «Робототехнические и интеллектуальные системы» Анастасия Скворцова. Девушка обучается по направлению «Интегрированные системы летательных аппаратов». Уже на первом курсе МАИ со своим изобретением она выиграла грант престижного конкурса «УМНИК» Фонда содействия инновациям.
Сегодня девушка — обладатель патента на механизм, предназначение которого — помочь научиться ходить людям с различными видами нарушений двигательных функций. Помимо этого Анастасия активно представляет альма-матер на различных научных мероприятиях, а также ведёт кружок для школьников в родном Королёве. За достижения в педагогической области в марте 2020 года она даже была награждена орденом Александра Великого. Анастасия рассказала пресс-службе МАИ о своих научных достижениях и планах на будущее.
Почему вы решили поступать в МАИ?
МАИ — один из ведущих вузов страны. Ещё задолго до поступления я поняла, что он должен стать моим вторым домом. Так и получилось. В 10 классе я стала посещать Клуб инженеров в Королёве, который был прикреплён к курсам для школьников при МАИ, участвовала во всевозможных конференциях, которые организовывал университет, днях открытых дверей, забегала в гости знакомым маёвцам. И поняла, что влюбилась. К 1-му курсу мой холодильник был полностью усеян магнитами родного вуза.
Почему выбрали направление «Интегрированные системы летательных аппаратов»?
Уже во время обучения я поняла, что ИСЛА — достаточно сложное направление. Но отступать было некуда, да и не было желания. Во-первых, это редкая специальность. Во-вторых, специалитет. В наше время быть специалистом очень ценно. Многие работодатели одобрительно кивают, слыша из моих уст: «Я не бакалавр, я — специалист».
Изобретение Анастасии — рефлекторный шагающий тренажёр
Вы являетесь автором более 50 научных публикаций, активный участник конференций. Откуда такой интерес к научной деятельности, как и когда вы его в себе открыли?
С самого детства я обожала делать доклады и выступать на большую публику. В 10 классе пошла на курсы по физике и математике, зная, что руководитель кружка готовит детей к научным выступлениям. Увидев мой интерес к технике и хороший багаж знаний в области точных наук, мой теперь уже научный руководитель предложил поискать тему для научной работы. Днями и ночами я изучала техническую литературу, различные учебные материалы, пилила планки и крутила гайки. Влилась, теперь не получается уйти, да и не хочется. Научная работа помогает развиваться.
Как МАИ помогает вам развиваться в области ваших профессиональных и научных интересов?
МАИ — это площадка возможностей. Сначала нужно показать себя, чтобы заметили. Ну, а когда заметят, то уже не отпустят ))) На первом курсе я много выступала на различных мероприятиях, которые проводились в стенах МАИ, рассказывала о себе и своём бэкграунде. С тех пор меня стали регулярно приглашать на различные конкурсы, форумы и конференции.
Вы являетесь победителем конкурса УМНИК с проектом «Новый рефлекторный шагающий механизм», даже успели запатентовать изобретение. Расскажите о нём подробнее?
Действительно, ещё на первом курсе я получила грант УМНИК за проект «Новый рефлекторный шагающий механизм». Медицина — перспективное направление. Мне хотелось как-то помочь другим людям, сделать что-то по-настоящему важное и нужное. Идея зародилась в школьные годы, когда я работала над другим проектом. Тогда я приступила к созданию элементов конструкции в стенах Клуба юных инженеров в родном Королёве. А серьёзное развитие проект получил уже в стенах МАИ. Очень благодарна моим научным руководителям и наставникам: ведущему инженеру кафедры 801 «Физика» МАИ Виктору Дроботову и доктору технических наук Владимир Лебедеву.
Данный тренажёр предназначен для людей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Он реализует такую же траекторию, что и шаг человека. На уровне безусловных рефлексов занятия на устройстве помогают быстрее реабилитироваться. Иными словами, восстановить утраченные в результате болезни знания человека о правильном шаге.
Тренажёр основан на чистой механике с добавлением электродвигателя. Именно на механике: я соединила воедино лямбдаобразный механизм и параллелограмм Чебышёва, за что в начале 2020 года получила патент.
Анастасия Скворцова и её подопечная, ученица гимназии № 5 в Королёве Альбина Драцкая
На какой стадии находится проект сегодня? Какие у вас дальнейшие планы по его развитию?
Развитие проекта идёт непрерывно. Сейчас делаются некоторые доработки, тренажёр всё больше и больше изучается мной с научной точки зрения. Поясню. Так как я начала разработку проекта ещё в школе, на тот момент я слабо себе представляла, что такое техническая и теоретическая механика, а также предметы, связанные с приводами и техникой. По мере их изучения в МАИ я более детально исследовала кинематические схемы механизмов. Например, выявила точки бифуркации. Во время работы тренажер испытывает микроудары, которые хоть и незначительны, но всё же создают дискомфорт тому, кто его использует. Решением стала установка муфт амортизаторов.
Какими ещё своими научными достижениями вы гордитесь? Есть ли еще какие-то проекты?
К моим научным достижениям можно отнести проект по шагающим машинам для освоения тундры, Арктики и шельфовых областей. Пока он в замороженном состоянии, но я обязательно продолжу над ним работать. А совсем недавно пришла новая идея для научной разработки. Эта работа пока на начальной стадии развития. Скоро всё узнаете ))).
Также важным своим достижением считаю научное руководство школьницей, с которой на данный момент мы занимаемся разработкой совершенно нового типа кирпича. Это талантливая ученица гимназии № 5 в Королёве Альбина Драцкая. Я являюсь её научным руководителем уже шестой год. Поскольку она ещё не знает сложную математику и физику, работа идёт интуитивно и умозрительно. Кстати, в апреле этого года она была награждена дипломом I степени на XV Международной молодёжной научной конференции Тинчуринские чтения «Энергетика и цифровая трансформация». Мы с ней представили доклад на тему: «Новая труба для двух газопроводов или изначальная технико-экономическая ошибка двух «Северных потоков».
Всего же моя подопечная уже собрала более 70 различных наград. А меня наградили орденом Александра Великого «За научные победы и свершения» — за особые достижения в педагогической области и за подготовку и вовлечение школьников в науку. Обычно эта награда Российской академии естествознания выдаётся специалистам, но организаторами было принято решение наградить двух студенток-старшекурсниц, в том числе меня.
Заслуженная награда — орден Александра Великого
Какие профессиональные планы вы строите? Вы уже знаете, где и кем будете работать?
Перспектив для активных студентов очень много. После окончания МАИ на работу меня ждут в Министерстве обороны Российской Федерации. Есть перспектива продолжить свою деятельность в аспирантуре. Пока точно не задумывалась о дальнейшем будущем. Кто знает, как сложится моя судьба.
В МАИ науку двигают не только умные, но и красивые девушки. Недавно вы стали вице-мисс форума «Инженеры будущего 2020». Насколько волнительным для вас был этот опыт? Как вы думаете, что особенно в вас покорило судей?
В этом году форум «Инженеры будущего» проходил в онлайн-формате. Я была настроена решительно: не было ни малейшего сомнения в том, что я попаду в число победительниц.
Самым волнительным моментом было подведение итогов: второе или первое место? Этот вопрос меня мучал больше всего. Что именно покорило судей — сложный вопрос. Красота, обаяние, ум, а, может, всё и сразу ))).