МАИ создал беспилотник для безопасных полётов с аппаратурой
10 августа 2018За последние несколько лет производство беспилотной техники сделало уверенный шаг вперёд. БПЛА стали для нас частью жизни, их рынок стремительно расширяется, чуть ли не каждый день радуя и удивляя новинками. Однако разработчики постоянно находятся в поисках оптимизации и усовершенствования характеристик своих летающих изобретений. Ведь к вопросам о том, как улучшить скоростные характеристики и манёвренность, увеличить полезную нагрузку добавился ещё один немаловажный запрос — как сделать перелёт с грузом, в качестве которого нередко выступает дорогостоящая военная и гражданская аппаратура, ещё и безопасным.
«Железный» ответ на этот вопрос есть в Московском авиационном институте (национальном исследовательском университете).
Полная сохранность
В 2016 году на кафедре 604 «Системный анализ и управление» Аэрокосмического института МАИ инженер, старший преподаватель Сергей Ахрамович вместе с коллегами, аспирантами и студентами-маёвцами из студенческого конструкторского бюро «Поколение» приступил к работе над проектом беспилотника-параплана. Изобретение заинтересовало заказчиков, был подписан контракт. В 2017 году беспилотник обрадовал первыми результатами. По словам Сергея Ахрамовича, предпоследний этап испытаний завершится в конце октября 2018 года. Отметим, что перспективную разработку можно будет увидеть с 21 по 26 августа на Международном военно-техническом форуме «Армия — 2018» в подмосковной Кубинке.
Одно из самых больших преимуществ беспилотника, разработанного в МАИ, — полная безопасность и гарантированная сохранность аппаратуры даже при отказе систем «переносчика».
— Обычный беспилотник из-за технической неисправности или поломки в процессе полёта просто упадёт камнем вниз, — отмечает Сергей Ахрамович. — Вместе с ним сломается и дорогостоящая аппаратура. Но наш беспилотник — это по сути параплан. При неполадке он безопасно садится на землю без всяких негативных последствий для своего груза.
Крыло у маёвского беспилотника — аэрошютное и прямоугольное, его размах около 7 м. В конструкции предусмотрена мотогондола. Она оснащена двигателями тяги и приводами, которые управляют стропами. Поднять такой дрон может до 30 кг веса.
— Аппарат полностью автономный, — подчёркивает разработчик. — Специально для него в МАИ разработали аппаратно-программный комплекс. На персональном компьютере задаётся маршрут, который беспилотник должен облететь, затем записывается на обычную флеш-карту и вставляется в бортовой компьютер.
Запуск беспилотника — радиоуправляемый. После взлёта оператор с радиопульта даёт аппарату команду на полёт в автономном режиме по заложенному в бортовой компьютер маршруту. По словам Сергея Ахрамовича, на программное обеспечение будет в скором времени получено авторское свидетельство. — Летать он может до 2 часов, — отмечает разработчик. Сейчас идут работы по оснащению дрона искусственным интеллектом, беспилотник будет сам принимать решения о том, куда ему лететь, — на базу или к следующей точке маршрута, принимая во внимание текущие погодные условия и внешнюю обстановку.
Достойная оценка
Ещё одно большое достоинство беспилотника, разработанного в МАИ, — возможность легко его перевозить.
— Аппарат не содержит сборных элементов конструкции, — поясняет Сергей Ахрамович. — Поэтому он легко разворачивается и сразу же готов к запуску.
Его можно возить в багажнике автомобиля и даже брать в качестве ручной клади в кабину самолёта. Кроме того, при таком огромном функционале и гарантированной сохранности груза на борту беспилотника, «подкупает» его демократичная стоимость: в конструкции используются готовые сертифицированные крылья, либо изготавливается индивидуальное крыло из тканевых материалов.
— Эти материалы имеются в свободной продаже, — подчёркивает Сергей Ахрамович.
По его словам, система автоматического управления на беспилотнике также выполнена на основе общедоступных компонентов, что также влияет на цену. Кстати, помимо ЦНИИмаш к дрону также «присматривается» частная геодезическая компания.