Практикум для технаря: маёвцы прошли через производство

1 августа 2018
Практикум для технаря: маёвцы прошли через производство Фото: Пресс-служба МАИ / Личный архив

Лето — не только пора отпусков. Для студентов Московского авиационного института (национального исследовательского университета) — это, прежде всего, время производственной практики. Маёвцы не привыкли сидеть на месте, поэтому с удовольствием совмещают приятное летнее солнышко с приобретением полезных практических знаний на предприятиях. О том, как прошла производственная практика студенты нескольких институтов и факультетов МАИ поделились с mai.ru.

Владимир Терешонков, факультет «Авиационная техника»

— За всё время моего обучения в МАИ у меня была самая разнообразная практика. Причём и на предприятии, и в университете. На первом курсе мы с однокурсниками отправились в Кострому на крупный судостроительный завод. Занимались проектом электрокатера. Работали месяц. Всё сами проектировали и изготавливали. Это был очень интересный опыт, я в совершенстве освоил SolidWorks, Компас, научился правильно составлять документацию. Проект и документацию проверяли прямо на заводе, выдавали рекомендации по улучшению разработки.

На втором курсе я попал на практику в филиал «Ильюшина», а также проходил практику в МАИ. На производстве я изучил программу Siemens NX, занимался расчётами прочности нервюра крыла транспортного самолёта. 

Фото: Пресс-служба МАИ / Личный архив

В МАИ практика была тоже очень интересно построена. Нам дали индивидуальное задание по технологии обработки детали. Нужно было подробно расписать весь процесс и найти ошибки в выданном чертеже. Кроме того, по желанию можно было изготовить эту деталь из дерева. Мы имели дело с токарным и фрезерным станками. Эта производственная практика очень пригодилась в дальнейшем. На третьем курсе у нас была дисциплина «Технология производства» и по ней ряд практических и лабораторных занятий. Вот здесь и помогла база производственной практики. То есть мы делали чертежи так, как требуется при производстве определённой детали, ведь всё это мы прошли на практике. Те, кто в МАИ практику не проходил, очень сильно от нас отставали.

На третьем курсе я также проходил технологическую практику в стенах МАИ. Мне нужно было самому выбрать агрегат самолёта, полностью его описать и заполнить технологическую карточку. Получилось, что на примере одной системы или агрегата, ты изучаешь со всех сторон конструкцию целого самолёта. Требовалось также создать компьютерную модель этого агрегата или системы.

В будущем хотел бы попасть на практику в «Иркут». У меня была возможность туда пойти на третьем курсе. Но в итоге выбор остался за МАИ. Мне не хотелось отрываться от своей основной работы (Владимир работает в НИО-101 МАИ — ред), да и в университете на тот момент тоже была интересная программа практики.

Иван Кречетов, Институт № 2 «Авиационные, ракетные двигатели и энергетические установки»

— Проходила моя практика в АО «Клио-Софт». С этой компанией сотрудничают «Вертолёты России», Уралвагонзавод, МиГ, Сухой, концерн «Калашников» и другие крупные предприятия. Спектр задач у компании очень широкий. Она занимается полным циклом разработки модели по заказу, изготовлением оснастки, инструментов. Предприятие также разрабатывает программу обработки деталей для станков с ЧПУ-оборудованием с последующим внедрением на производство.

Фото: Пресс-служба МАИ / Личный архив

На практике я познакомился с тем, как организована работа всех отделов. В мои обязанности входило изучение технологического процесса обработки некоторых деталей, а также освоение базового курса по Siemens NX11. Этот курс представляет собой изучение возможностей моделирования любых деталей, превращения этих моделей в чертежи, а также их оформление по всем стандартам. Кроме того, в программе можно разрабатывать оснастку для обработки этих деталей и инструментов и даже составлять документацию. Изучение Siemens NX было для меня особенно интересным и полезным, полученные знания открывают много новых горизонтов

Самое главное, что дала мне практика, — это возможность увидеть изнутри функционирование реального, современного предприятия, работающего на авиакосмическую промышленность. Конечно, на практике мне очень помогли знания, полученные в МАИ.

Кстати, на кафедре 205 «Технология производства двигателей летательных аппаратов» я занимаюсь научной работой, задействован на проекте по переоборудованию FDM 3D-принтера для печати воском. Вместе с коллегами мы должны собрать установку для создания небольших выплавляемых моделей для литья. Проблема в том, что воск легко плавится, он мягкий и из него невозможно сделать тонкую нить для печати деталей. Мы же стараемся сделать так, чтобы печать расплавленным воском стала возможной.

Антон Федотов, Институт «Системы управления, информатика и электроэнергетика»— На практику я отправился в АО «РТСофт». Это инновационная инженерно-производственная компания, которая занимается разработкой, поставкой и интеграцией аппаратных и программных встраиваемых компьютерных технологий и систем. Моей задачей на практике было написание мультимедийной программы, которая бы дополнила трансляцию Чемпионата мира по футболу. Каким образом? Программа при помощи библиотеки компьютерного зрения opencv «выделяла» мяч, игроков, ворота и разметку из видеофайла, содержащего запись серии пенальти в футболе. Кроме того, она определяла и рисовала места попаданий в ворота на отдельной картинке или на видео.

Фото: Пресс-служба МАИ / Личный архив

Самым интересным для меня было изучение работы библиотеки OpenCV, которая позволяет решить поставленную задачу. Так же было интересно узнать про способы нахождения необходимых объектов на изображение и разобраться в работе нейронных сетей. Итоги практики могу оценить только положительно. В ходе своей работы я получил огромные теоретические знания и необходимый опыт. А написание программы позволило закрепить полученные знания на практике, что поможет в дальнейшем. Безусловно, полученные знания на лекциях по программированию позволили мне быстрее разобраться в новой для меня теме и успешно реализовывать поставленные мне задачи. База знаний, полученная в МАИ, безусловно, являлась основой для моей работы, без неё не получилось бы реализовать задуманное.

Никита Медведев, Институт «Системы управления, информатика и электроэнергетика»

— Моей практикой так же, как и у Антона Федотова, был летний тренинг компании РТСофт. В тренинг входили курс лекций и практическое задание по разработке приложения для разметки видеопотока — выделение ворот и мяча на трансляции футбольного матча. Основная цель тренинга была в освоении возможностей расширенного языка С++. 

Фото: Пресс-служба МАИ / Личный архив

Первую неделю проводились лекции по функционалу новых версий языка и по обработке изображений. Затем мы получили практическое задание, которое организаторы приурочили к Чемпионату мира в России. Нам было необходимо по записи трансляции футбольного матча определить точки попадания мяча в ворота во время пенальти. Это задание у организаторов родилось после матча России с Испанией. За курс мы должны освоить библиотеку компьютерного зрения OpenСV, а идея с ЧМ и пенальти — наглядный пример.

Самым интересным оказалось изучение библиотеки компьютерного зрения: до этого не приходилось так основательно разбираться в библиотеках. Главный результат для меня — понимание языка C++ и работы с ним, в дальнейшем он будет мне просто необходим. Очень помогали знания, полученные в МАИ. Особенно пригодились умение программировать, а также навыки поиска нужной информации.

Тимофей Шумилов, факультет «Радиоэлектроника летательных аппаратов»

— Моя производственная практика проходила в МАИ и на предприятии АО «Интерсеть», где я работаю. В институте я в основном занимался моделированием физических процессов. На работе же внимание уделялось разработке радиоаппаратуры для различных ОКРов в сфере разработки телекоммуникационного оборудования, спутниковой и радиорелейной связи. За месяц удалось запустить и отладить источник питания.

Фото: Пресс-служба МАИ / Личный архив

Во время практики в МАИ было интересно визуализировать физические процессы, когда из набора формул можно получить наглядный график физического явления. На работе самым увлекательным был процесс отладки собственного устройства, увеличения его КПД и уменьшение уровня шумов. Практика закрепила знания, полученные на занятиях в МАИ. Конечно, маёвские знания очень помогали, поскольку профиль у специальности очень узкий и необходимую базу можно получить только на лекциях в МАИ. С этой базой ты быстрее переходишь к практическим расчётам и решению задачи.

В этот день было

Первый полёт первого серийного самолёта-амфибии Бе-200ЧС
Первый полёт боевого вертолёта Ка-50 «Чёрная акула»
Первый беспосадочный полёт самолёта Ил-62М