Ректор МАИ: Мы нацелены готовить людей, способных стать лидерами прорыва

13 июня 2018
Ректор МАИ: Мы нацелены готовить людей, способных стать лидерами прорыва
В рамках прямой линии Владимир Путин заявил о необходимости прорыва для России. «Мы должны не только впрыгнуть в последний вагон уходящего поезда нового технологического уклада, а быть во главе этого поезда», — сказал глава государства.

По словам Путина, если мы отстанем в своем технологическом развитии, если не будем уделять должного внимания «таким важнейшим вопросам, как здравоохранение и образование, мы можем безвозвратно отстать, и это поставит под вопрос наш суверенитет».

В нашей сфере образования одним из лучших учреждений, которое готовит кадры для технологического прорыва, считается Московский авиационный институт (МАИ), получивший девять лет назад статус национального исследовательского университета. Пожалуй, это единственный вуз, который готовит специалистов по всему «жизненному циклу» авиационной и ракетно-космической техники.

Судя по отчёту международного рейтингового агентства Round University Ranking (RUR), в 2017 году МАИ продемонстрировал рекордный результат, поднявшись с 95-го на 54-е место благодаря резкому росту качества образования и исследований, международной активности и финансовой устойчивости. МАИ оказался в дюжине российских университетов, попавших в мировой топ-100.

По оценке портала Career.Ru, за прошлый год «маёвцы», окончившие факультет «Системы управления, информатика и электроэнергетика», вошли в топ-10 наиболее востребованных работодателями выпускников по направлению IT.

С другой стороны, в феврале «Социальный навигатор» МИА «Россия сегодня» и проект «Типичный абитуриент» представили исследование о вузах, основанное, правда на «интернет-сливах». Из публикации следовало, что МАИ оказался в числе трех вузов с наибольшей долей отрицательных отзывов.

О том, насколько такие отзывы верны, в  интервью газете ВЗГЛЯД рассказал ректор университета, в недавнем прошлом гендиректор Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) Михаил Погосян.

ВЗГЛЯД: Михаил Асланович, подготовка будущих кадров — важная задача. Но были сообщения, что у вас недобор студентов и, таким образом, нашим оборонным предприятиям лет через пять грозит нехватка кадров.
Михаил Погосян: Это неправильные сообщения. Мы сегодня никаких проблем с набором не испытываем. На бюджетные места мы принимаем ежегодно более трёх с половиной тысяч студентов. Примерно одну тысячу студентов принимаем на платное направление подготовки.

Собственно, по масштабам подготовки специалистов МАИ, так же как и МГТУ имени Баумана, являются, с моей точки зрения, наиболее комплексными и вузами, которые обучают специалистов для высокотехнологичных отраслей.

ВЗГЛЯД: На интернет-форумах студенты и абитуриенты (или люди, представляющиеся таковыми) пишут, что ваш вуз считается более слабым, чем та же «Бауманка». В какой степени вы готовы с этим согласиться? Может, у МГТУ больше финансирование?

М. П.: Есть отличия по финансированию. Может быть, с точки зрения некоторых показателей МАИ сегодня несколько отстаёт, но с точки зрения динамики изменения показателей мы однозначные лидеры.

Я с уважением отношусь к той работе, которую ведет МГТУ им. Баумана, но считаю такое прямое сравнение некорректным. Не хотелось бы вдаваться в дискуссию, но есть показатели, по которым МАИ опережает МГТУ. Нельзя проводить однозначное сравнение двух вузов, у каждого своя специфика. У нас есть своя линия, мы её реализуем.

ВЗГЛЯД: В части интеграции в мировое образовательное пространство МАИ опережает? Насколько мы можем судить, привлекаются англоговорящие преподаватели и допускаются иностранные студенты на закрытые кафедры, обычно требующие спецдопуска. Что еще вы делаете в этом направлении?

М. П.: Например, совместные с Шанхайским университетом англоязычные программы магистерской подготовки — это точно, я думаю, не имеет аналогов в других российских вузах. За прошлый год у нас наблюдалась очень хорошая динамика: в полтора раза увеличилось количество иностранных студентов, которые поступают в МАИ. В 2017 году было принято более трёхсот человек.

В целом заметно увеличилось количество студентов из КНР, которые обучаются в рамках программы «двойных дипломов».

Кроме того, у нас налажена тесная координация с европейскими вузами. Например, по таким направлениям, как композитные конструкции, сервис авиационной техники.

ВЗГЛЯД: Да, в отзывах о вузе, с одной стороны, отмечается высокое качество преподавания. Но, с другой стороны, некоторые студенты жалуются, что среди преподавателей есть хорошие специалисты, которые, однако, не могут донести свои знания до студентов. То есть их лекции скучные. Как вы планируете с этим бороться?
М. П.: Думаю, это субъективная оценка. Точно невозможно обеспечить одинаковый интерес по всем предметам подготовки, по всем преподавателям. У всех есть плюсы и минусы. Но заметим, что конкурс на целый ряд направлений подготовки в МАИ говорит о том, что есть устойчивый авторитет и интерес.

Я знаю другие точки зрения: что МАИ подготовил не только инженеров, но и людей, которые способны решать сложные нетривиальные задачи. Это невозможно сделать, если преподаватели эффективно не прививают эти знания и навыки.

ВЗГЛЯД: Если речь зашла о выпущенных специалистах, многие из которых действительно работают на важных направлениях, в том числе в «оборонке» — считаете ли вы справедливой оценку их труда? Попадались утверждения, что выпускники МАИ, например работающие в Комсомольске-на-Амуре или Петропавловске-Камчатском, могут получать 35 тыс. рублей, что явно мало и для Дальнего Востока...

М. П.: Такой зарплаты, 35 тысяч, для специалиста нет. Если человек нормально учился в МАИ, то средняя зарплата наших выпускников — 55–60 тысяч рублей. Есть соответствующие рейтинги, можно к ним обратиться. МАИ входит в пять—семь ведущих вузов России с точки зрения оплаты труда выпускников и с точки зрения востребованности специалистов. Так что упомянутые вами утверждения — это просто слухи.

ВЗГЛЯД: Президент на недавней встрече с ректорами вузов ставил вопрос ребром: что могут и должны сделать российские университеты для достижения технологического прорыва? Как МАИ будет участвовать в этом прорыве?
М. П.: Действительно, задача, которая сейчас стоит перед вузами, — это задача не только следования за промышленностью, а определение тех приоритетов, которые будут в значительной степени определять конкурентоспособность в будущем.

Поэтому в университетах должны готовить людей не под сегодняшние технологии и услуги, а под завтрашние. И МАИ ведет работу в этом направлении. Она касается как традиционных направлений инженерной базовой подготовки (таких как авиастроение, космические летательные аппараты, двигателестроение), и таких направлений, как информационные технологии.

Если говорить о том, как конкретно мы решаем эту задачу, то возьмем один из векторов: это существенное увеличение объемов работы в интересах индустрии, перспективных программ. В прошлом году мы вышли на объем научно-исследовательских работ на сумму больше 2 млрд рублей, в этом году планируем вплотную подойти к 3 млрд рублей. Это как раз достигнуто за счет того, что мы существенно расширяем спектр научных исследований.

Кроме этого, мы активно участвуем в реализации стратегии научно-технологического развития. Направление стратегии, связанное с комплексным развитием территорий, нами тоже активно развивается. Мы в этой работе принимаем непосредственное участие. В рамках прорывов мы нацелены на подготовку людей, которые способны быть лидерами этих прорывов. Для этого мы сегодня реализуем целый ряд новых направлений их подготовки: такие, например, как управление жизненным циклом изделий (мы готовим тех, кто готов комплексно решать задачи). Второе из таких важных направлений — это школа управления, цель которой — подготовка кадрового резерва корпораций.

Мы также открываем новые направления подготовки — цифровое производство, управление разработкой программного обеспечения в области IT, композитные конструкции в области авиастроения, космической техники и целый ряд других направлений.

Таким образом, сферы, где применимы умения наших выпускников, — не только оборонно-промышленный комплекс, авиастроение, космос, двигателестроение и другие традиционные направления. Специалисты будут востребованы и в сфере IT. Есть целые компании, основу команды которых составляют выпускники наших факультетов, связанные с подготовкой специалистов по информационным технологиям.

Если обратиться к истории, то МАИ всегда в большой степени готовил не просто специалистов, а успешных людей. Я считаю, что с точки зрения подготовки руководителей предприятий МАИ занимает лидирующие позиции по сравнению с другими вузами — наши специалисты очень хорошо себя проявляют в аэрокосмической индустрии, металлургии.

В целом можно сказать, что МАИ — не только инженерная школа, но и школа для людей, которые добиваются успеха в самых разных направлениях.

В этот день было

Авиарегистр МАК выдал ОАО «Авиастар» «Свидетельство об одобрении производства» на выпуск самолетов Ан-124-100
Первый полет многоцелевого всепогодного вертолета Ка-32
В строевой полк прибыли первые серийные самолеты Су-17