Энергия во благо: в МАИ создают батареи для военной авиации

24 мая 2018
Энергия во благо: в МАИ создают батареи для военной авиации Фото: Пресс-служба МАИ / Личный архив

Масштабное производство российских литий-ионных батарей началось сравнительно недавно. В 2011 году в Новосибирске был построен мощный производственный кластер полного цикла «Лиотех», с конвейера которого выходят отечественные литий-ионные источники энергии. Этот факт иллюстрирует простую истину: направление очень перспективно, востребовано рынком и в скором времени непременно принесёт проценты российской экономике. Эксперты пророчат отечественному производству нишу в 10 — 15% на мировом рынке производителей литий-ионных аккумуляторов.

Однако разработкой литий-ионных батарей занимаются не только в Новосибирске. Стремительные шаги в этом направлении вместе с новосибирскими коллегами делают инженеры и студенты Московского авиационного института (национального исследовательского университета). Только задача студентов факультета «Авиационная техника» МАИ, сотрудников Лаборатории 5 НИО-101 Алексея Притулкина и Татьяны Маковской стоит иначе и на порядок сложнее. Маёвцы занимаются созданием прототипа источника энергии для военных самолётов.

— Разработка действительно очень актуальная, — говорит маёвец Алексей Притулкин. — Через 10 лет в России должна быть создана батарея, которая сможет удержать в полёте штурмовик и обеспечить его безопасную посадку при отказе двигателя. Либо тенденции пойдут по сценарию увеличения количества таких батарей на борту самолёта, либо будут найдены принципиально новые технические решения.

Фото: Пресс-служба МАИ / Личный архив

По словам Алексея, перед его коллегами стоит прикладная задача создания литиевых аккумуляторов, из которых потом будет собираться целиком вся батарея для истребителей.

— В настоящее время создается лабораторный образец, на котором отрабатывается концепция всей батареи, — отмечает Алексей. — В авиационной отрасли существует ряд жестких требований, которым необходимо соответствовать. С этой целью помимо теоретических исследований необходимо разработать несколько вариантов лабораторных образцов батарей для того, чтобы найти оптимальное сочетание весовых и энергетических характеристик.

По прогнозам, литий-ионный источник энергии, который разрабатывается в МАИ, будет дешевле иностранных аналогов.

— Если мы создадим и сдадим в эксплуатацию бортовую батарею для военной авиации, то потом можно будет подумать и о гражданских воздушных судах — Sukhoi SuperJet 100 и МС-21, — отмечает Алексей.

Фото: Пресс-служба МАИ / Личный архив

Результаты своей работы группа учёных МАИ представила на «Гагаринских чтениях» в апреле.

В этот день было

Первый полёт первого серийного самолёта-амфибии Бе-200ЧС
Первый полёт боевого вертолёта Ка-50 «Чёрная акула»
Первый беспосадочный полёт самолёта Ил-62М