Энергия во благо: в МАИ создают батареи для военной авиации

24 мая 2018
Энергия во благо: в МАИ создают батареи для военной авиации

Масштабное производство российских литий-ионных батарей началось сравнительно недавно. В 2011 году в Новосибирске был построен мощный производственный кластер полного цикла «Лиотех», с конвейера которого выходят отечественные литий-ионные источники энергии. Этот факт иллюстрирует простую истину: направление очень перспективно, востребовано рынком и в скором времени непременно принесёт проценты российской экономике. Эксперты пророчат отечественному производству нишу в 10 — 15% на мировом рынке производителей литий-ионных аккумуляторов.

Однако разработкой литий-ионных батарей занимаются не только в Новосибирске. Стремительные шаги в этом направлении вместе с новосибирскими коллегами делают инженеры и студенты Московского авиационного института (национального исследовательского университета). Только задача студентов факультета «Авиационная техника» МАИ, сотрудников Лаборатории 5 НИО-101 Алексея Притулкина и Татьяны Маковской стоит иначе и на порядок сложнее. Маёвцы занимаются созданием прототипа источника энергии для военных самолётов.

— Разработка действительно очень актуальная, — говорит маёвец Алексей Притулкин. — Через 10 лет в России должна быть создана батарея, которая сможет удержать в полёте штурмовик и обеспечить его безопасную посадку при отказе двигателя. Либо тенденции пойдут по сценарию увеличения количества таких батарей на борту самолёта, либо будут найдены принципиально новые технические решения.

По словам Алексея, перед его коллегами стоит прикладная задача создания литиевых аккумуляторов, из которых потом будет собираться целиком вся батарея для истребителей.

— В настоящее время создается лабораторный образец, на котором отрабатывается концепция всей батареи, — отмечает Алексей. — В авиационной отрасли существует ряд жестких требований, которым необходимо соответствовать. С этой целью помимо теоретических исследований необходимо разработать несколько вариантов лабораторных образцов батарей для того, чтобы найти оптимальное сочетание весовых и энергетических характеристик.

По прогнозам, литий-ионный источник энергии, который разрабатывается в МАИ, будет дешевле иностранных аналогов.

— Если мы создадим и сдадим в эксплуатацию бортовую батарею для военной авиации, то потом можно будет подумать и о гражданских воздушных судах — Sukhoi SuperJet 100 и МС-21, — отмечает Алексей.

Результаты своей работы группа учёных МАИ представила на «Гагаринских чтениях» в апреле.

В этот день было

Первый полет УТС Як-130
Запущены восемь ИСЗ с помощью одной ракеты-носителя
День основания ОАО "МНПК "Авионика"