Малое начало большого пути: в МАИ воссоздают планеры и лёгкие самолёты

18 мая 2018
Фото: Пресс-служба МАИ / Личный архив

Планеры... Именно они стали предвестниками и прообразами будущей авиационной техники и стали опытным полем, испытательной базой и взлётной полосой для легендарных советских инженеров-конструкторов. Ильюшин, Антонов, Яковлев, Туполев, Юрьев, Королёв начинали именно с проектирования и строительства собственных планеров, старших братьев самолётов и космических кораблей. И даже несмотря на то, что первые аппараты были построены столетия назад, они не потеряли своей популярности до сих пор. В пользу этого факта говорит разнообразие соревнований планеристов по всему миру, возникновение и активное разрастание планерных школ для детей и огромное число увлечённых этой деятельностью людей.

Среди них, конечно, маёвцы. В стенах Московского авиационного института (национального исследовательского университета), помимо сильного Авиамодельного спортивного клуба, есть энтузиасты, которые занимаются конструированием и восстановлением легендарных советских планеров, а также реставрацией легкомоторных маёвских самолётов. Эту деятельность несколько лет назад организовал выпускник института «Авиационные, ракетные двигатели и энергетические установки» МАИ, а ныне аспирант факультета «Авиационная техника» и сотрудник ОСКБЭС МАИ Алексей Сычёв (на фото). Он привлёк к работе своих коллег, сотрудников ведущих авиационных предприятий и студентов.

Фото: Пресс-служба МАИ / Личный архив

По сути именно для студентов МАИ, будущих инженеров, Алексей и старался. Ведь для ребят это полноценная производственная практика, в которую они могут включаться прямо с первого курса, чтобы к моменту получения диплома стать настоящими профессионалами. Кстати, нескольких успешных маёвцев, в том числе иностранцев, окончивших университет с красным дипломом, в биографии студенческой планерной группы Алексея Сычёва, уже есть. Отметим, что руководитель студенческого объединения в МАИ награждён почётным дипломом от Посольства Болгарии за развитие Российско-Болгарских студенческих проектов.

— По сути, это движение зародилось и начало развиваться в стенах Дельтаклуба МАИ, в котором я состою, — отмечает Алексей. — Возглавлял Дельтаклуб МАИ старший преподаватель факультета «Авиационная техника» Михаил Тетюшев. Он многое сделал для студенческой планерной группы. Также большую поддержку в работе нашей студенческой группы оказал главный конструктор ОСКБЭС МАИ Вадим Дёмин и начальник лаборатории кафедры «Проектирование самолётов» Анатолий Вилисов.

Оживший чертёж

Авиация для Алексея — это не только работа и не просто хобби. Это жизнь и её двигатель. Сам он называет себя энтузиастом авиации. И определение это не кажется пафосом, ведь перед собой видишь по-настоящему влюблённого в своё дело человека, который готов вести людей за собой и делиться опытом. Разве не такими были те самые энтузиасты авиации? Мы разговариваем больше часа, но время пролетает незаметно. Алексей рассказывает массу интересных исторических фактов про российскую и зарубежную технику, вспоминает свои поездки по миру, особенности и нюансы работы и взаимодействия со студентами.

— Мне очень интересно восстанавливать планеры по историческим чертежам, — признаётся Алексей. — Недавно в МАИ вместе со студентами занимались восстановлением планера «БРО-11» знаменитого литовского конструктора планеров Брониса Ошкиниса. Это событие знаково и для самого вуза. Ведь именно к МАИ в 50-х годах Ошкинис обратился за помощью в выполнении расчётов, конструкторской документации и чертежей для производства своего летательного аппарата. На своей родине он такую базу не нашёл, поэтому и обратился в ведущий авиационный вуз. Вскоре «БРО-11» вышел в серию и многие годы выпускался на различных предприятиях СССР и даже фирме «Сухого». Спустя десятки лет именно маёвцы восстановили этот планер с размахом крыла в 7,3 метра по историческим чертежам своих предшественников.

Фото: Пресс-служба МАИ / Личный архив

Фотографии, схемы, чертежи планера, а также доброжелательный отклик и поддержку маёвская студенческая планерная группа Алексея Сычёва получила от литовских коллег, несмотря на непростые отношения двух стран.

— Аппарат готов на 80 %, нужно туда доставить кое-какие агрегаты, — отмечает маёвец. — Приятно, что к работе подключилось очень много студентов МАИ. Думаю в ближайшем будущем его облетать, снять небольшой видеоролик о работе по планеру и передать его в музей МАИ. Кстати, ещё жива дочка Ошкиниса, её часто приглашают в Литве в детские планерные школы с рассказом об отце. У меня тоже есть мечта пригласить её в МАИ и совместить её приезд с открытием экспозиции про планер «БРО-11» в музее МАИ. Ведь все знают легендарные «Брошки» Ошкиниса. Многие лётчики и конструкторы впервые взлетели в детстве на этих планерах в юношеских планерных школах.

Кстати, в самом МАИ за всю его историю было спроектировано больше десятка разнообразных планеров, некоторые из них были выпущены небольшими сериями в мастерских МАИ. В вузе сосредоточилось опытное производство, некоторые аппараты выпускались серийно для ДОСААФ и испытывались на аэродроме Алферьево. Планерную традицию в современном МАИ продолжил учебно-тренировочный планер «МАИ— 227» и «Авиатика—МАИ—920», которые разрабатывает ОСКБЭС МАИ. Однако сохранились ли исторические чертежи тех первых маёвских планеров — большой вопрос. Пока что Алексей не нашёл в архивах на него ответ.

Но его это не останавливает. Совсем недавно Алексей восстановил и вместе с коллегами довёл до лётного состояния планер «ЛАК-16», на котором в советское время учили летать в юношеских планерных школах. В дальнейших планах инженера — воссоздание планера «А-1» знаменитого авиаконструктора Олега Константиновича Антонова, который был спроектирован в далёком 1932 году и эксплуатировался в аэроклубе ОСОАВИАХИМ МАИ (раньше так назывался ДОСААФ). Однако чертежей первого планера не сохранилось, Алексею удалось при помощи литовских коллег получить чертежи антоновского планера образца 1947 года.

Фото: Пресс-служба МАИ / Личный архив

— Планер будет один к одному, — отмечает инженер. — Для него у меня уже есть металл, нарезанный на лазере. Потихоньку приобретаю материалы и комплектующие. Думаю, вместе с маёвцами его обязательно построим и будем участвовать в авиашоу и слётах исторической авиатехники. Обязательно сделаем на борту надпись — «ОСОАВИАХИМ МАИ». Это история института и она должна обязательно летать.

Увлечение историческими планерами и работа однажды привели Алексея в Германию. Там он познакомился с организаторами международной ассоциации любителей исторических планеров «Vintage Glider Club». Они пригласили маёвца на несколько своих мероприятий, он стал часто публиковаться в журнале, который выпускался под их эгидой.

Возвышенное образование

Страсть к авиации и членство в Дельтаклубе МАИ помогли Алексею найти среди коллег-маёвцев много единомышленников. Некоторые из них стали его большими друзьями. Например, выпускник МАИ, инженер компании «Сухой», пилот-любитель Сергей Толкач и преподаватель кафедры «Проектирование самолётов» МАИ Кирилл Майсак. Они всегда с большим энтузиазмом поддерживают любые начинания своего товарища и помогают ему в непростой работе. Вместе они восстановили маёвский самолёт «Эльф» (на фото), который теперь украшает Музей МАИ и очень нравится студентам. 

— С ребятами сейчас занимаемся ремонтом самолёта «Овод», — отмечает Алексей. — Это двухместный подкосный высокоплан с авиационным двигателем «Вальтер-Минор-4». Он был построен в двух экземплярах в Дельтаклубе МАИ маёвцем Эдуардом Бабенко.

Фото: Пресс-служба МАИ / Личный архив

Самого Алексея часто приглашают рассказать о самолётах в школы и детские кружки. На таких мероприятиях маёвец часто находит талантливых ребят, зовёт их поступать в МАИ и становиться частью его команды. Одного такого перспективного молодого человека, Кирилла Балясного, Алексей встретил в родном городе Дятьково в Брянской области. Парень был сиротой, учился в «Дятьковской кадетской школе имени Героя Советского Союза Ивана Кашина», и Алексей взял над ним шефство. Заинтересовал авиационной техникой и предложил поступать в МАИ. Кирилл поступил и два года назад окончил вуз с красным дипломом. Теперь к поступлению в МАИ готовится брат Алексея, который учится в той же школе.

— Я очень хотел, чтобы Кирилл скорее начал работать и набираться опыта, — вспоминает Алексей. — У него очень светлая голова. Я помог ему устроиться на МиГ. Параллельно с работой он учился и занимался у меня в кружке.

Сейчас Алексей вместе с Кириллом Балясным, который после окончания МАИ устроился работать на Экспериментальный машиностроительный завод имени В. М. Мясищева, курирует проект по созданию электросамолёта в Московском политехе.

Однако и в МАИ работа с молодёжью продолжается и идёт полным ходом. Алексей планирует превратить занятия в студенческом кружке в полноценную производственную практику и учить ребят работать не только в компьютерных программах, но и на реальных образцах техники.

Фото: Пресс-служба МАИ / Личный архив

— В будущем мы планируем перенести свою деятельность на маёвский аэродром Алферьево, — рассказывает о своих планах Алексей. — И это неформальное студенческое объединение, которое существует, будет выглядеть как полноценная практика. Маёвцы будут не только собирать и ремонтировать технику, но и сами на ней летать. То есть плюсом предполагается ещё лётная подготовка, ведь работа с инструментами и чертежами их тоже может утомить, они должны видеть и чувствовать результат своей работы в небе. Но полёты — это, конечно, не самое главное. Смысл ведь в подготовке инженеров, которые понимают, что у самолёта внутри, понимают и знают работу пилота. Кстати, самолёт «Овод», который маёвцы восстанавливают, будет второй ступенькой в лётной практике маёвцев.

По мнению Алексея, студенты МАИ должны уметь работать с техникой, прежде всего, руками. Невозможно называться полноценным инженером, просто умея моделировать на компьютере.

— Многие ребята проектируют на компьютере в нескольких программах, делают это профессионально, — отмечает Алексей. — Но у них иногда нет понимания самого процесса. Что они спроектировали узел вот так, но человек туда физически ни рукой, ни отвёрткой не влезет. Нужно уметь думать, как технолог!

Фото: Пресс-служба МАИ / Личный архив

Своих подопечных Алексей учит всему: как обращаться с инструментами, размечать деталь, правильно собирать узлы в простейших конструкциях, изготавливать технологическую оснастку и приспособления и даже элементарно начиная с затачивания карандаша. Занятия начинаются с самого простого.

— Сначала они размечают, выпиливают типовые детальки, — объясняет Алексей. — Я прошу просто сделать из листа квадратик, разметить его, просверлить симметричные отверстия и правильно снять фаски. Потом ребята уже видят новые эскизы или чертежи понимают, как надо по ним работать. Всё начинается с малого...Я сторонник классической подготовки инженеров. Нужно идти от модели к планеру, от планера к самолёту. Чтобы ребята знали и работу слесаря, и работу пилота, и работу руководителя большими коллективами в КБ и на заводах. Всё нужно попробовать собственными руками. Ведь именно так начиналась история всех великих конструкторов.

В этот день было

Ведущая группа работников ОАО "ОКБ Сухого" награждена 1-ой премией им.П.О.Сухого
Состоялась передача ВВС Индии первой партии многофункциональных истребителей Су-30МКИ
Выполнен перелет по маршруту Мурманск - Северный поюс - Новая Земля - Свердловск - Москва