Ставка на талант: маёвец Сергей Ершов популяризирует авиастроение среди школьников

15 марта 2018
Фото: Пресс-служба МАИ / Личный архив

Преподаватель, наставник, организатор и популяризатор научно-технического творчества среди молодёжи, студент и будущий инженер-конструктор — сложно поверить, но все эти непростые роли сочетает в себе один человек. Его зовут Сергей Ершов, он учится на пятом курсе факультета «Авиационная техника» МАИ. Помимо учёбы, талантливый маёвец принимает самое активное участие в образовательных проектах МАИ и ОАК для школьников — сменах в «Артеке», «Сириусе», а также сотрудничает с Фондом развития образования и вместе с МАИ курирует направление «Аэро» в сети детских технопарков «Кванториум».

Популяризация научно-технического творчества так захватила Сергея, что в придачу к своей основной деятельности он решил взять в свои руки, на первый взгляд, неподъёмную ношу — строительство технопарка «Кванториум» в родной Евпатории.

— Я полгода потратил на то, чтобы доказать — это нужно всем и очень перспективно в нашей детской здравнице, — делится с mai.ru Сергей (на фото — в центре). — Я встречался с мэром города, который с большим воодушевлением встретил мою идею. Теперь работа, наконец, началась. Скоро «Кванториум» откроется и в моём родном городе.

Фото: Пресс-служба МАИ / Личный архив

Точка невозврата

Сергей с большим вдохновением вспоминает первые шаги большого пути. Его наставническая и организаторская карьера начиналась на самой первой совместной смене МАИ и ОАК в лагере «Артек» в феврале 2016 года. Сергей тогда учился на третьем курсе и отправился преподавать юным артековцам компьютерное моделирование в SolidWorks и авиастроение.

— Мы были хорошо знакомы с Андреем Владимировичем Рипецким, который курировал смену от МАИ, — вспоминает Сергей. — Именно он позвал меня помочь провести смену в «Артеке». И я поехал.

Новый формат работы с талантливыми школьниками стремительно набирал в МАИ обороты. В начале 2017 года вуз подписал с лагерем соглашение о старте совместного тематического партнёрства. Так для МАИ и самого Сергея открылись новые горизонты для дальнейшего развития и творчества.

— В июне в «Артеке» маёвская смена прошла с большим размахом, — отмечает Сергей. — Приезжали ректор МАИ Михаил Асланович Погосян и заместитель Председателя Правительства Ольга Юрьевна Голодец. Мы запускали сконструированные ребятами коптеры, которые распечатали на 3D-принтере. Мероприятие было ярким и запоминающимся. Всем очень понравилось!

Из пике к звёздам

Но одной из самых серьёзных проверок на прочность для Сергея и его учеников стала проектная смена «Большие вызовы» в сочинском научно-образовательном центре «Сириус», который МАИ организует вместе с ОАК. На мероприятии маёвцы Сергей Ершов, Евгений Подобин и Артём Самойловский вместе с талантливыми школьниками из разных уголков России реализовывали проект «Будущее авиации». Они с нуля сделали беспилотник с композитными крыльями. Отличительная особенность дрона — облегчённая конструкция, полученная благодаря перспективному в авиастроении методу топологической оптимизации. Выполнение поставленной задачи стало для команды билетом в следующий тур — очную презентацию пред Президентом России Владимиром Путиным в рамках телевизионного «Недетского разговора» на НТВ.

—Я сначала совершенно не представлял, что и как будет в «Сириусе», — признаётся Сергей. — Но ведь главное ввязаться в бой, а там — по обстановке. И в итоге всё получилось. Вместе с ребятами мы создали очень крутой проект, один из двух перспективных и удостоенных участия в «Недетском разговоре» с Владимиром Путиным. Наш беспилотник выбрали из 83 работ. Для нас это было невероятным событием! Когда мы только приехали в «Сириус», то на нас там смотрели скептически. Во взглядах читалось: «Что тут вообще делают эти студенты?».

Фото: Пресс-служба МАИ / Личный архив

Тернистый путь российских школьников и маёвцев к успеху заслуживает целого фильма. Это была драматичная история со счастливым концом. По словам Сергея, во время работы над беспилотным самолётом его коллеги из МАИ почти не спали.

— Мы создали беспилотник, который был готов к полётам, — отмечает маёвец. — Но нам даже жалко было его запускать, потому что если бы что-то пошло не так, мы бы просто не успели его восстановить заново. Вначале аппарат планировалось распечатать на 3D-принтере в самом «Сириусе». Поздним вечером печать была запущена, но спустя час система выдала сообщение об ошибке, и дрон так и не «вышел из печати». — Мы приняли решение караулить принтер и спать прямо там, — с улыбкой вспоминает Сергей. — Мы с Женей (Евгений Подобин — ред.) устроились на пуфиках и по очереди дежурили. Из-за того, что накануне случилось неприятная ситуация, мы выбивались из графика и даже за эту ночь не смогли допечатать все детали.

Казалось бы, всё потеряно. Но на помощь к ребятам пришёл родной МАИ. По макетам ребят он срочно изготовил и отправил в Сочи недостающие детали.

— Мы забрали недостающие детали в аэропорту, — отмечает Сергей. — Приехали в «Сириус» и прикрутили. За всё время работы мы ни разу не стыковали фюзеляж и крыло беспилотника. До этого приходилось иметь дело только с электронным макетом, но все расчёты были правильными. Однако физически состыковать крыло и корпус мы не пытались. И тут мне пишут представители «Сириус»: «Мы идём к вам смотреть работу». Женя с детьми начинает пристыковывать крыло. Оно подходит, но до конца в «посадочное» место не встаёт. Я понимаю, что у меня есть всего пять минут, чтобы встретить представителей «Сириуса». А я ведь слово дал, что всё будет работать. Тогда я сказал ребятам: «У нас есть пять минут пока я иду встречать руководителей лагеря, чтобы спасти проект. Иначе конец... Даже думать не хочу, что дальше будет». Я вышел из гаража, куда мы переехали во время работы над беспилотником, практически навстречу нашей судьбе. Когда мы с представителями «Сириуса» зашли обратно в ангар, произошло чудо. Всё стояло на месте. Но когда нас попросили запустить аппарат, он не запустился. Наших лиц лучше было не видеть в этот момент. Но выяснилось, что от волнения мы просто не включили кнопку на аккумуляторе. Хорошо, что это заметил Саша (Александр Дремов — член команды, ученик 10 класса) и вовремя подсказал. Включили, беспилотник запустился. «Отлично, заносите в студию», — из уст представителей «Сириуса» это было самое громкое признание наших успехов после всех наших мытарств.

Фото: Пресс-служба МАИ / Личный архив

Но это далеко не единственная проблема на пути талантливых разработчиков. Ещё одним «ухабом» стала эпоксидная смола для изготовления композитного крыла.

— Когда мы покупали эпоксидную смолу для производства композитного крыла, то я не обратил внимания на способы её отверждения, — отмечает Сергей. — Нужно было обязательно соблюдать температуру. Сначала при комнатной температуре в вакууме, потом при температуре 65° в течение двенадцати часов. Мы думали, как добиться таких показателей. Именно 65°. Сначала хотели построить из утеплителя для стен маленькую комнатку, поставить конструкцию туда и установить тепловую пушку. Но тепловую пушку в «Сириусе» мы не нашли. А процесс отверждения пошёл и надо было буквально за час придумать решение, иначе ничего не получится. Тут нам с Женей приходит идеальная мысль. Мы же в Сочи, крыло чёрное, солнце, море. И мы просто выставили его на солнце. Померили лазерным термометром температуру — 67 градусов. Весь день наши крылья простояли на солнце.

Фото: Пресс-служба МАИ / Личный архив

Невероятные приключения маёвцев в «Сириусе», к счастью, увенчались успехом. Теперь ребятам есть, что вспомнить, рассказать другим и из чего извлечь урок.

— Самое главное — мы показали детям, как построен проектный процесс. А тут он ещё и с приключениями проходил. Настоящий квест, — шутит маёвец.

Объединяя таланты

В ближайшее время МАИ и ОАК запустит в «Сириусе» новую программу. По словам Сергея, на днях её «сценарий» утвердят. В этот раз задания на смене не ограничатся только разработкой беспилотника. Главная цель — создание дрона с мониторингом конструкций и узлов. Часть производственной цепочки будет сокращена, а самое большое внимание уделено увеличению жизненного цикла изделия.

— Мы хотим попробовать формат «умной» конструкции, — отмечает Сергей. — Во время производства в фюзеляж будут внедряться датчики. Они передадут данные о нагрузке, которая возникает в процессе полёта, информацию о дефектах, трещинах, сколах. Эта схема уже давно применяется в большой авиации для того, чтобы чётко мониторить и понимать, когда самолёт нуждается в обслуживании.

Два проекта — создание летательного аппарата и «умной» системы — в рамках смены в «Сириусе» будут вестись параллельно.

— Будет две команды на двух принципиально разных направлениях, — отмечает Сергей. — Одна на направлении «беспилотный транспорт», другая — на направлении «большие данные». То есть сначала ребята будут работать раздельно, а потом — соединяться в единый проект.

Фото: Пресс-служба МАИ / Личный архив

Помимо «Сириуса» и «Артека» МАИ планирует принять участие в проектной смене ОАК во Всероссийском детском центре «Океан» на Дальнем Востоке. В проекте Сергей, конечно, задействован. Ведь он не только хороший организатор, педагог и наставник, но ещё и настоящий искатель талантов.

Однажды на форуме «ПРОектория» маёвец обратил внимание на выступление одиннадцатиклассника из Калининграда Сергея Горобца. Молодой человек участвовал в открытом уроке «Россия, устремлённая в будущее» с Президентом России и рассказывал о своём проекте по оптимизации двигателя ПД-14 для самолёта МС-21. 

— С Сергеем я познакомился заочно, — вспоминает маёвец. — Я сидел в студии, где проходил «Открытый урок» с Президентом России в рамках форума «ПРОектория». Сергей рассказывал Владимиру Владимировичу о своём проекте. Я записал фамилию и данные талантливого парня и потом попробовал его отыскать. Помог случай. Я был в командировке от фонда в калининградском «Кванториуме». Сергей как раз сидел и работал над своим проектом. Я подошёл к нему и пригласил на смену в «Артек». С этого момента он в нашем акселераторе.

Всех талантливых ребят, с которыми МАИ работал в «Артеке», «Сириусе» и «Кванториуме», по словам Сергея, хочется видеть среди студентов вуза.

— Задача объединить ребят их уже в первый месяц учёбы в МАИ, чтобы познакомить между собой, — отмечает он. — Следующим этапом будет формирование проектной команды, затем реальная инженерная задача. Уверен, что уже к четвёртому курсу они смогут выполнять коммерческие заказы.

У самого Сергея впереди ещё множество сложных задач. Строительство детского технопарка «Кванториум» в Евпатории, кураторство уже существующего направления «Аэро», ряд маёвских проектов и, конечно, защита диплома. Кстати, дипломный руководитель у маёвца — сам ректор. А значит, нужно держать планку! Но Сергею уже не впервой брать самые неприступные вершины...

В этот день было

Начало первого трансантлантического перелета на аэростате типа монгольфьер
Начало летной эксплуатации унифицированного катапультного кресла К-36D
Первый полет фронтового бомбардировщика Т6-1