Свои в МАИ: как Олимпиада НТИ готовит будущих авиастроителей

30 января 2018
Свои в МАИ: как Олимпиада НТИ готовит будущих авиастроителей
Как изменятся требования при устройстве на работу в 2035 году, чем нужно заниматься мечтающим поступить в МАИ и чем отличаются участники Олимпиады НТИ от обычных школьников, в интервью Indicator.Ru рассказал ректор Московского авиационного института Михаил Погосян.

— МАИ — организатор профиля «Беспилотные авиационные системы» Олимпиады НТИ. Кем через десять лет смогут стать ребята, которые решат заняться этим профилем? А к 2035 году?

— Беспилотники сегодня — это комплекс современных технологий, применяющихся не только в авиационной технике. Поэтому, где бы ни захотел в дальнейшем работать специалист, который может спроектировать беспилотник, запрограммировать и отладить его системы, он будет успешным во многих отраслях. В ближайшее время большинство профессий, так или иначе, станет связано с цифровыми технологиями. Навыки программирования, цифровая грамотность станут приоритетными направлениями в образовании. Поэтому ребята, которые обучаются и имеют практические навыки в данных областях, будут иметь преимущества при выборе работы.

— Каковы вызовы трека AeroNet, какие задачи необходимо решать, где ждут молодых инженеров? Что самое перспективное и интересное?

— Главный вызов AeroNet — это расширение услуг на базе беспилотных комплексных авиационных и околоземных космических систем. Чтобы занять лидирующие позиции на рынке по этому направлению, нам необходимо найти и «вырастить» основных игроков, которые будут изобретать и внедрять новые подходы. Верю, что важными участниками этих задач станут в том числе те ребята, которые участвуют сегодня в Олимпиаде НТИ, занимаются техническим творчеством, изобретают. Поэтому вижу нашей задачей поддерживать и направлять таланты, создавать условия для их развития, активно вовлекать в разнообразные проекты.

— Что бы вы посоветовали 10-12-летним мальчикам и девочкам, которые уже сейчас мечтают о небе? Чем им заниматься, чтобы прийти в МАИ подготовленными?

— Мечта — важная часть технического прогресса. Люди мечтали летать — появились воздушные шары, самолёты и вертолёты. Мечтали об искусственном интеллекте — теперь во многих профессиональных сферах людей заменяют роботы, изобретены различные виды беспилотного транспорта. Мечты сменились смелыми шагами и экспериментами изобретателей. Поэтому я советую ребятам стремиться непременно претворять все свои инженерные проекты в реальность.

— Отличаются ли участники Олимпиады НТИ от среднестатистического школьника?

— Участники Олимпиады НТИ очень мотивированы. За несколько лет до выпускных экзаменов они уже знают, к чему готовиться, чего хотят получить на выходе, кем стать. Чаще всего это ребята с хорошими крепкими знаниями, с большой целеустремленностью и работоспособностью.

Я был в этом году в образовательных центрах «Сириус» и «Артек», где МАИ организовывал свои проектные смены и секции, встречался с ребятами. Видел, что у многих участников есть уже собственный сформированный взгляд на технологические перспективы. МАИ будет особенно приятно видеть таких людей в рядах своих студентов. Ведь это настоящие практики, которые умеют думать головой и работать руками. А в стенах МАИ к их и так неплохой базе добавят еще компетенций и опыта. Получится специалист для новой экономики, новых рынков.

— Как изменились учебные программы МАИ за последнее время?

— Программы обучения в МАИ находятся в процессе постоянных изменений. Выделены несколько наиболее перспективных направлений, которые мы внедряем в учебный процесс: управление жизненным циклом изделий, математическое моделирование, новые конструкции из композиционных материалов и аддитивные технологии, интегрированная авионика, электрификация инженерных систем, сертификация. Именно эти направления, с моей точки зрения, наиболее востребованы рынком. От успеха их реализации в значительной степени зависит конкурентоспособность той или иной продукции на внутреннем и внешнем рынках.

— Кого сейчас готовит МАИ? Исследователя? Конструктора? Управленца?

— Логика, которую МАИ вложил в задания на Олимпиаде НТИ, полностью отвечает целям самого вуза. А самое главное для МАИ — подготовка специалиста в соответствии с вызовами мировой индустрии. Выпускник МАИ должен быть способен создавать востребованный отраслью, конкурентоспособный продукт фактически с нуля. Достигается это путем сочетания теории и практики. Такой подход позволяет нам готовить практикоориентированных специалистов. Шаг за шагом инженерная задумка превращается из чертежа в прототип, и затем продукт выходит на рынок. Таким образом, получается, что специалист с дипломом МАИ — это и исследователь, и конструктор, и управленец.

— Девиз Олимпиады НТИ — «Мы из будущего. 2035». Каким будет 2035 год, по вашему мнению?

— Престиж инженерной профессии, её востребованность к 2035 году будет расти. Изменятся подходы к образованию, требования к компетенциям. Некоторые профессии перестанут существовать, а к списку обязательных навыков при трудоустройстве добавятся навыки программирования. Кроме того, новое время — это время постоянных изменений. Технические новинки — достаточно посмотреть на рынок гаджетов — сменяют одна другую. За этим калейдоскопом нужно успевать и постоянно быть готовым к получению новых квалификаций и знаний. Нас ждёт увлекательное время, самые передовые открытия науки и техники ещё впереди.

Олимпиада Национальной технологической инициативы — это система командных инженерных состязаний школьников, дающих привилегии при поступлении в университеты России. Один из профилей олимпиады — «Беспилотные авиационные системы» — организует Московский авиационный институт. По словам организаторов, победители и призёры тех профилей олимпиады, что входят в перечень Российского совета олимпиад школьников (РСОШ), смогут поступить в МАИ без вступительных испытаний, получив 75 и более баллов по ЕГЭ по профильному предмету, если же олимпиады не включены в этот перечень, победители и призеры смогут получить дополнительные 5 баллов к баллам ЕГЭ.

Ребята поступают в МАИ на специальности, связанные с робототехникой, авиационными системами, программированием. Организаторы отмечают, что задания трека построены таким образом, что они всесторонне охватывают требования отрасли к знаниям и навыкам инженера.

15 февраля 2018 года Московский авиационный институт в рамках профиля «Беспилотные авиационные системы» проведет вебинар, посвящённый общим теоретическим сведениям о разработке системы управления беспилотных летательных аппаратов самолётного типа. Поучаствовать в вебинаре смогут 60 школьников от восьмого класса и старше. Начало мероприятия в 12:00.

Фото: Николай Галкин/ТАСС

В этот день было

Первый полет грузо-пассажирского самолета Ан-74ТК-300
Подписан закон о сотрудничестве в обеспечение безопасности комплекса Байконур
Запущен АГК «Прогресс М-12»