Патент недели Роспатента — разработанный в МАИ космический аппарат

18 декабря 2017
Патент недели Роспатента — разработанный в МАИ космический аппарат
Создание надёжной космической техники требует тщательной отработки всех ее систем, функционирующих в условиях космоса и высокоскоростного движения в атмосфере. Ряд условий — невесомость, вакуум, атомарный кислород, вакуумный ультрафиолет, космические излучения, физико-химические процессы в газах и другие, — не могут быть полностью смоделированы в наземных экспериментальных установках. Поэтому разработчики космической техники стремятся вынести часть исследовательских работ в космос и в плотные слои атмосферы. Речь идёт о создании компактных космических лабораторий.

Пилотируемая международная космическая станция (МКС) — пример такой лаборатории. Но МКС — это грандиозный комплекс, который требует больших затрат. Он не всегда может выполнять оперативные задачи, поскольку научные исследования проводятся только в космосе при движении МКС по орбите. Практически те же самые недостатки и у кораблей «Спейс-Шаттл». Условия ограничены космосом, а частота запусков — финансовыми ресурсами.

Существующие небольшие космические лаборатории ограничены по своим возможностям. Часть из них может исследовать физические явления, происходящие только на фазе полета спускаемого аппарата в атмосфере. У другой — большая относительная масса однокаскадной системы аэродинамического торможения. Третьей нужны специальные условия: она может исследовать физические явления, происходящие на фазе полета в атмосфере капсулы только с определенными аэробаллистическими характеристиками.

Изобретение российских учёных — относительно недорогой, тиражируемый и компактный научно-исследовательский космический аппарат (НИКА). 

Патентообладатель: Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет) (МАИ), Научно-производственное объединение имени С.А. ЛавочкинаАвторы: Валерий Финченко, Владимир Кульков, Сергей Фирсюк, Вадим Терентьев.

Это орбитальная экспериментальная база для исследования проблем проектирования и отработки космической техники, ее систем и элементов, не поддающихся проверке в условиях Земли. С его помощью также можно проводить научные исследования и экспериментальную отработку систем и элементов проектируемых космических аппаратов при спуске в атмосфере. НИКА обладает широкими возможностями за счёт расширения комплекса решаемых научно-исследовательских задач, как на орбите, так и при спуске в атмосфере, а также снижает стоимость исследований при экспериментальной отработке элементов космических летательных аппаратов.

НИКА содержит лабораторный отсек с размещаемыми внутри него и на его наружной поверхности лабораторным оборудованием и испытуемыми объектами. Отсек соединён с корпусом приборного отсека, несущего все системы, обеспечивающие функционирование аппарата на орбите и при спуске. В носовой части космического аппарата установлен лобовой аэродинамический экран, состоящий из жесткой центральной и периферийной части, которая выполнена в виде основного надувного тормозного устройства (ТУ). Основное ТУ содержит герметичную термостойкую оболочку. Аппарат также снабжен дополнительным надувным ТУ в кормовой части.

Основное надувное ТУ выполнено в виде набора из герметичных торовых оболочек. Они охвачены силовой оболочкой в виде чехла, края которого закрепляются по окружной кромке жесткой части лобового аэродинамического экрана и по окружности цилиндрической части корпуса лабораторного отсека. На наружной поверхности лобового аэродинамического экрана уложена система гибкой теплозащиты в виде чехла, охватывающего герметичные торовые оболочки и силовую оболочку.

Дополнительное надувное ТУ выполнено в виде герметичной торовой оболочки, соединенной с приборным контейнером посредством силовой оболочки конической формы, выполняемой из тканевого материала со слабо газопроницаемой поверхностью.

В этот день было

Подписано соглашение о международной системе определения местоположения судов и самолетов
На ММПП «Салют» начато серийное производство двигателя АЛ-21Ф
Создано ОКБ N 2