Среда обитания: как в МАИ создаётся единое цифровое пространство

7 октября 2017
Среда обитания: как в МАИ создаётся единое цифровое пространство

Быстрые темпы развития IT-отрасли ставят вузы перед непростым вопросом — как подготовить новую формацию специалистов, компетенции которых полностью удовлетворяли потребности крупных промышленных и IT-компаний. Для Московского авиационного института (национального исследовательского университета) проблема воспитания IT-кадров для отрасли начала решаться в марте 2017 года с подачи ректора Михаила Погосяна. Он решил создать в стенах вуза IT-центр. Именно эта структура стала основной движущей силой цифрового образования и грамотности среди маёвцев — студентов и выпускников.

Уже в июле IT-центр МАИ и Фонд развития интернет-инициатив (ФРИИ) запустили акслерационную программу для консолидации студенческих IT-стартапов, связанных с высокотехнологичными производствами. В результате нескольких отборочных туров было отобрано 12 проектов. 4 октября в рамках акселератора началось стартовое обучение технологических команд. Накануне запуска обучения mai.ru встретился с руководителем IT-центра МАИ Дмитрием Волошиным и пообщался о промежуточных итогах акселератора и проблемах подготовки IT-специалистов.

— Расскажите о проекте совместного с ФРИИ акселератора. Какие перед ним стоят цели, задачи? Каким будет его продолжение?

— Идея акселератора в том, чтобы помочь студентам их идеи превратить в бизнес. В принципе это образовательная программа. Команды в первую очередь учат правильной философии бизнеса. В студенческой среде я часто сталкиваюсь с некоей наивностью в отношении понятия бизнеса. Обычно ребята под бизнесом понимают какие-то НИОКРы, истории про технологические умствования. При этом совершенно забывают о клиенте и деньгах. Тот акселератор, который мы запускаем 4 октября, предназначен для того, чтобы ребята научились осмысливать и упаковать свои идеи в реальный бизнес. В процессе обучения кто-то уйдёт, потому что поймёт — сама идея хорошая, но у неё нет рынка, она не заработает. Конечно, мы надеемся, что 5 — 6 команд дойдут до финала, а в финале будет самое интересное. Мы привлечём инвесторов, людей, которые могут ребятам дать денег на развитие их идеи в случае, если она хорошо преподнесена, упакована, имеет соответствующее обоснование. Если ребята сделают с нашей помощью первые продажи, то тогда они получат деньги. Мы рассчитываем, что уже следующей весной в МАИ появятся 2 — 3 совместных предприятия.

— То есть МАИ будет основной базой для проекта? Или вуз выступит его соавтором? Как распределятся роли?

— МАИ в первую очередь помогает своим студентам и выпускникам донести их идею до инвестора. Дальше, когда идея доведена до инвестора, и он готов её купить, то МАИ предлагает свою инфраструктуру, площади для продвижения проекта. Так и получается совместное предприятие: с одной стороны инвестор, с другой стороны команда, а с третьей стороны сам МАИ. В любом случае правильным результатом деятельности акселератора становятся созданные бизнесы. Да, пока они не зарабатывают миллиарды долларов, но, безусловно, имеют большой потенциал развития с теми средствами, которые нам удалось привлечь из индустрии, индустриальных игроков.

— Все ли их проекты так или иначе связаны с информационными системами и программированием?

— Да, практически все. Либо имеют большую часть IT-составляющей. Например, есть проект, который посвящён новому подходу к расчёту крыла беспилотного летательного аппарата. Это с одной стороны и не IT в чистом виде, но с другой стороны имеет большую составляющую цифрового проекта.

— Наиболее сильные проекты, которые понравились вам и коллегам?

— В МАИ серьёзная инженерная школа. Меня поразил уровень серьёзных индустриальных проектов. Мне всегда казалось, что студенческие команды не могут делать проекты такого уровня. Но я ошибался. Что касается IT-проектов, к сожалению, здесь есть над чем работать. В МАИ до этого не было развёрнутой деятельности, направленной на подготовку бизнесменов в сфере интернета. Понятно поле деятельности. Понятно, что для меня отбор в акселератор был важен только с точки зрения того, где какие акценты расставлять. Я вижу теперь слабые места и хорошо понимаю, какая образовательная программа необходима студентам для изменения их взгляда на IT-бизнес.

— Получается, если ты можешь написать программу, но при этом не имеешь навыков её продвижения, не видишь рынка, то о перспективном будущем и мечтать не стоит?

— Задачи программистов действительно сдвигаются из области программирования как такового в сторону понимания предметной области. Человек представляет, где и в какой сфере навык программирования приложить. Если проводить аналогию, то я могу научить вас стучать молотком, но без понимания, куда, когда и в какое место ударить, это знание вам по большому счёту бесполезно. В этом смысле учить программированию нужно на конкретных примерах, индустриальных кейсах. У человека должно возникнуть понимание, зачем оно вам вообще нужно. Сейчас программист — это человек, который понимает назначение тех программ, которые он пишет.

— IT-центр МАИ недавно запустил серию образовательных программ по разнообразным IT-направлениям. На обучение берёте только маёвцев?

— В МАИ есть разные курсы, рассчитанные под разные целевые аудитории. Например, ряд программ — для студентов и выпускников МАИ, а также для жителей города. Идея IT-центра вуза в том числе в том, чтобы МАИ ассоциировался у людей с качественной IT-подготовкой. И первый шаг на этом пути — создание набора курсов дополнительного образования для широкой аудитории.

— Какие это направления?

— Big Data, программирование на Java. Причём оно представлено двух видов: для новичков и профессионалов. Есть программирование на Linux, курсы по управлению проектами, близкий курс по управлению рисками в проектах.

— Есть ли заинтересованность со стороны потенциальной аудитории?

— Конечно, она есть. Но поскольку мы только запустились, то она ещё не обрела массовость. На формирование бренда обычно уходят года. Пока мы мыслим категориями стратапа. Надеемся, что мы наберём несколько групп по 20 человек. Опираясь на опыт этого набора, будем усиливаться, укрепляться.

— Какой из курсов пользуется наибольшей популярностью?

— Больше всего народу идёт на Java. Курсы по Big Data более тяжёлые. Они рассчитаны на знание математической статистики, предполагают базовые знания программирования на скриптовом языке. Например, на Python. В тоже время курсы по Java для новичков требуют меньше моральных затрат. У тебя либо получилось, либо нет. Риски минимальные.

— В ближайшем будущем программирование будет как английский язык, его нужно будет знать всем. Каким образом IT-образование будет построено в МАИ? Какие перед IT-центром университета стоят задачи, что хотели реализовать, что уже реализовано?

— Цифровое образование — это умение жить в мире будущего, использовать его возможности. Быть достаточно эффективным специалистом с учётом тех решений и технологий, мест, которые предоставляет этот самый мир. В этом смысле МАИ как вуз именно этим и занимается — без привязки к тому, как мы это называем — цифровой экономикой или цифровой средой. МАИ готовит студентов, готовит людей к будущему.

Предназначение IT-центра немного сложнее, чем просто подготовка обычных людей к цифровому миру. Оно связаны с тем, чтобы дать ребятам современные знания и практику в области создания информационных систем различного предназначения, отличного от классической для МАИ истории про средства автоматизации бортовой аппаратуры. Это должны быть решения с уклоном в b2c, интернет-сервисы, промышленные системы автоматизации. IT-центр должен готовить скорее архитекторов, нежели пользователей. Скорее тех, кто будет создавать технологии, их внедрять и эксплуатировать, чем тех, кто будет ими пользоваться в повседневной жизни.

— Как решения IT-центра МАИ будут интегрированы в обучение?

— Есть базовое IT-образование, которое может быть только улучшено. Но улучшение IT-образования — это вопрос соответствующих кафедр и факультетов, типовых структур МАИ. Наверное, неправильно будет начать это всё рушить. Правильно надстраивать. Необходимо добавлять дисциплины, активности, события в студенческой жизни, которые позволят ребятам всесторонне развиваться. Мы стремимся к тому, чтобы помочь коллегам третьего и восьмого факультетов создать более современные и востребованные курсы и дисциплины, дополнить их обучение с разных сторон. Этим вопросом мы сейчас занимаемся, и уже скоро будут первые результаты.

В этот день было

Первый полет самолета Ту-334
Первая ночная посадка самолета Т10К-2
Первый полет гидросамолета Бе-8