Перспективы космического туризима: преподаватель МАИ дал комментарии на РБК
6 июля 2017
Темой беседы стали перспективы и безопасность суборбитального космического туризма. Какие частные компании сегодня хотят развиваться на этом рынке? И действительно ли они смогут сделать регулярным запуск коммерческих рейсов?
Blue Origin и Virgin Galactic, — пионеры формирующейся индустрии частных туристических полётов в космос. При этом их кассы уже открыты: в апреле 2014 года Virgin Galactic объявила о том, что ей удалось продать 700 билетов на будущие рейсы.
Но пока ни одного коммерческого суборбитального полёта так и не было. Дату начала регулярных рейсов владельцы обеих компаний переносят едва ли не ежегодно. На дворе 2017-й, а как и полтора десятилетия назад, космический туризм доступен только клиентам государственного «Роскосмоса». Частные компании столкнулись с непреодолимой проблемой — они не могут гарантировать туристам 100-процентную безопасность.
Как утверждают специалисты, сейчас минимум один из ста запусков заканчивается катастрофой, а значит, получение необходимых для стабильного бизнеса разрешений выглядит нереальным.
В России тоже есть частная компания, рассчитывающая зарабатывать на космическом туризме, — созданный в 2014 «КосмоКурс», который разрабатывает собственные ракету-носитель и космический корабль (оба — многоразового использования) при содействии фонда «Сколково» и «Роскосмоса».
Фанаты космических полётов к идее суборбитального туризма отнеслись восторженно — каждое успешное испытание кораблей обеих компаний вызывало громкое обсуждение. Но постепенно энтузиазм стал ослабевать. Даты первых запусков постоянно откладывались, а в октябре 2014 года произошёл крайне неприятный для индустрии инцидент: во время испытательного полёта один из экспериментальных SpaceShipTwo потерпел крушение в пустыне Мохаве на юге Калифорнии. Один из двух пилотов погиб, другой был доставлен в больницу с серьёзными травмами.
Любой несчастный случай будет тормозить процессы, а катастрофы при старте массовых запусков неизбежны, утверждают специалисты.
«Надёжность подобных систем суборбитального полёта никогда не будет превышать 99%, — говорит старший преподаватель кафедры „Космические системы и ракетостроение“ Московского авиационного института Сергей Фирсюк. — Это значит, что как минимум один из 100 полётов будет оканчиваться катастрофой. Да, самолёты тоже падают, но авиаперевозки — это необходимость, и мы миримся с этими потерями. И в экстремальном туризме люди тоже гибнут, и это считается приемлемым. Но с космическими полётами иначе: тут каждая гибель приводит к тектоническим, можно сказать, сдвигам в отрасли».
«Корабли, которые летают в настоящем космосе, намного безопаснее суборбитальных систем, — говорит Фирсюк. — Но надо помнить, что даже желающих летать на МКС очень немного, к тому же у NASA всё меньше желания пользоваться услугами „Роскосмоса“. Турист платит за билет $30–40 млн, а NASA тратит на его место в корабле около $70 млн. NASA планирует возить экипаж МКС и грузы кораблями SpaceX и Boeing, но они до сих пор не готовы».
Полностью материал читайте на РБК
Фото: Reuters