Студент МАИ рассказал об особенностях обучения в МАИ порталу Учёба.ру

12 февраля 2016
Студент МАИ рассказал об особенностях обучения в МАИ порталу Учёба.ру

Накануне дня открытых дверей, который состоится 18 февраля, студент 7-го факультета Фёдор Иванов поделился с порталом Учёба.ру своей историей поступления в МАИ, впечатлениями от учёбы и профессиональными планами.

— Как ты выбирал вуз и почему остановился на робототехнике и интеллектуальных системах в МАИ? 

— В школе мне легко давалась математика и физика, поэтому ещё там я решил, что направление, по которому мне нужно начать обучение в вузе, будет техническим. Я изначально решил поступать в Москве: я родился в Смоленске, а действительно стоящих учебных заведений такого направления там нет. Судил по таким критериям, как статусность вуза, средний проходной балл за предыдущие годы, наличие мест в общежитиях и их удалённость от учебных корпусов. Подавал документы в четыре вуза — МИЭМ (ВШЭ), МЭИ, МГТУ имени Баумана и МАИ. Летом я побывал в каждом из них, и больше всего меня заинтересовала специальность, о которой мне рассказали в приёмной комиссии МАИ. Туда я в итоге и поступил: зачислился на факультет № 7 — «Роботехнические и управляемые системы», — на 704 кафедру, которая занимается подготовкой специалистов по разработке программного обеспечения в области навигации летательных аппаратов и спутников.

— Чем тебя заинтересовала специальность?

— Своей в меру сложной и разнообразной программой, а также перспективами трудоустройства на ведущие авиационные предприятия России. Да и в целом я знаю, что люди, которые хорошо разбираются в вопросах создания программного обеспечения для таких сложных объектов, как беспилотники и спутники, всегда востребованы как IT-специалисты.

— Тебя при поступлении интересовала именно авиационная тематика?

— До поступления я об этом не задумывался. Я ведь подавал документы почти во все технические вузы, и у всех была разная специализация. Авиация мне стала интересна после посещения приёмной комиссии. Это очень перспективное направление.

— Как ты готовился к поступлению?

— К экзаменам по русскому языку и математике я готовился самостоятельно. Но не могу сказать, что особенно рьяно штудировал задачники и тесты: я был уверен в своих силах. В школе я хорошо справлялся с этими предметами, пробный ЕГЭ тоже написал неплохо, поэтому в подготовке поставил на физику, с которой у меня всё же были некоторые проблемы, и год посещал репетитора. В итоге экзамены я сдал хорошо: на 82 балла — русский язык, на 81 — математику и на 94 — физику. В сумме я набрал 257 баллов, что позволило выбирать из очень широкого списка вузов.

— Какими были твои первые впечатления, когда ты начал учиться в МАИ?

— Меня удивило то, насколько кардинально учебный процесс здесь отличался от того, к чему я привык в школе. Большой акцент делался на самостоятельность, было заметно иное отношение преподавателей к ученикам. Поначалу это было непривычно. Кроме того, я заметил, что уровень ребят, с которыми я начал учиться, был выше, чем у моих одноклассников в школе. Со многими я нашёл общий язык и общие интересы. Да и в целом, там, где собрались люди определённого склада ума, учиться интереснее и проще.

— Какие плюсы и минусы обучения ты можешь выделить?

— Среди плюсов могу выделить то, что преподавательский состав — это, в основном, люди, которые непосредственны связаны с авиационной промышленностью. Это либо советские конструкторы, либо ведущие сотрудники авиационных предприятий. Так что лекции читают исключительно компетентные специалисты. Также среди плюсов могу выделить довольно лояльную политику деканата во время первой сессии. Не все успевают прочувствовать студенческий темп обучения, и ребятам, которые на первых порах не успевают по учёбе, на первой сессии давали время на закрытие долгов.

Минусы будут довольно субъективными. Мне кажется, некоторые преподаватели, при несомненно полном владении предметом, не слишком стараются доступно преподносить информацию. Часть лекций очень трудно записывать, а ещё труднее потом разбирать. И это происходит, думаю, не из-за сложности предмета, а либо из-за недостаточной мотивации преподавателя действительно чему-то научить, либо из-за того, что он не осознает, что материал трудно усвоить в той форме, в которой он его преподносит. Но тот, кто и впрямь заинтересован в учёбе, всегда сможет разобраться и научиться всему, что дают. А номинально этого более чем достаточно, чтобы стать квалифицированным специалистом.

— Расскажи, пожалуйста, о предметах, которые вы изучали. Чем они полезны для будущего специалиста (а, может, наоборот)?

— Первые два курса — «общие», то есть учебный план состоит из базовых технических предметов, 90% из которых преподаётся в любом техническом вузе. Среди них — математический анализ, линейная алгебра, теоретическая механика, ТФКП (теория функций комплексного переменного), теория вероятности, математическая статистика и другие дисциплины. Специальные предметы, в основном, идут с 3 курса: на 1 и 2 курсе есть только программирование или конструирование, в зависимости от кафедры.

Изначально я пошёл на кафедру разработки программного обеспечения. Но после 1 курса стало понятно, что я не тяну по части программирования, так что я перевёлся на другую кафедру, которая занимается конструированием приводов для спутников и летательных аппаратов. Так как я сейчас только на 3 курсе, по поводу специальных предметов могу судить лишь по одному семестру. Конкретно на нашей кафедре уже преподавались основы гидравлических приводов, аэродинамика крыла самолёта, конструирование и разработка 3D-моделей в среде SolidWorks. В будущем погружения в специальность у нас будет большее.

— Что представляют из себя приводы для спутников и летательных аппаратов, для чего они нужны?

— Привод — это механизм, который приводит в движение определённые части различных механизмов. Они используются не только в авиации и технике, но и в нейрохирургии, например. На нашей кафедре года три назад был разработан аппарат искусственной вентиляции лёгких. Циркуляция воздуха в нём, если говорить простыми словами, задаётся движением насосов, которые являются частью движущего привода. Если говорить о приводах в авиации, то, скажем, самолёт может двигаться в трёх направлениях: по каналам крена (поворот самолёта вокруг его продольной оси), тангажа (угловое движение летательного аппарата относительно горизонтальной поперечной оси инерции — Прим. ред.) и рыскания (угловые движения летательного аппарата относительно вертикальной оси, а также небольшие изменения курса вправо или влево, свойственные судну — Прим. ред.). Это происходит из-за отклонения элеронов (аэродинамических органов управления, симметрично расположенных на задней кромке консолей крыла у самолётов) и рулей высоты на киле и крыльях. А отклонение выполняется как раз из-за движения приводов. Приводы бывают электрические, пневматические, гидравлические. Разные виды используются в разных механизмах — от оружия до робототехники. Или, например, велосипед: у него есть цепь и две шестерни. Одна приделана к педалям, вторая — к колесу. Мы силой ног крутим педали, которые крутят шестерню. От этого двигается цепь, которая через вторую шестерню приводит в движение колесо. Весь механизм, от ног, которые выступают в качестве двигателя, до колеса, можно назвать своего рода приводом.

— Какие предметы из тех, что вы изучали, были самыми интересными?

— В основном это предметы, непосредственно связанные с моделированием. Очень понравился курс по работе в среде SolidWorks. Уже на 3 курсе я нашёл пару фриланс-заказов: пытаюсь монетизировать полученные знания.

— Что из себя представляет такая работа?

— SolidWorks — это пакет программ для 3D-моделирования различных систем. Допустим, у инженера есть чертёж какой-либо детали или сборки, и ему надо это визуализировать. Тут и приходят на помощь эти программы. Помимо прочего, они позволяют проводить инженерный анализ полученных деталей: проверять прочность, устойчивость и другие свойства. К примеру, на 2 курсе мы получили чертежи и к концу года должны были смоделировать в 3D на их основе работающий двигатель. Мы постепенно сделали это в рамках лабораторных работ.

— Как проходили эти лабораторные работы?

— Лабораторные работы вёл молодой преподаватель. Он показывал нам слайды и разбирал устройство похожих деталей. Потом мы начали работать с собственными вариантами и, если у кого-то что-то не получалось, можно было поговорить с преподавателем, который подсказывал нужные приёмы и функции.

— Расскажи про однокурсников.

— Отношения между студентами в вузе, конечно, несколько другие, чем те, что складываются в школе. Нет такого близкого контакта. Поэтому и излишней сплочённости нет. Однако ребята подобрались классные: у большинства студентов есть увлечения, со многими я нашёл общие интересы. Сказывается ещё и тот факт, что живу я в общежитии, которое находится буквально в трёх минутах ходьбы до вуза. Поэтому я успеваю «пересечься» и с москвичами, и с «общажными» друзьями.

— Какие перспективы есть у представителей твоей профессии в целом и у выпускников твоего факультета в частности?

— Перспективы в обоих случаях одинаковые, поскольку МАИ — это, пожалуй, единственный вуз, который готовит специалистов по моему направлению. Выпускники смогут работать на крупнейших российских предприятиях, на ведущих ролях. Многие наши студенты идут работать (по направлению вуза) в Центр управления полётами МКС, в конструкторское бюро МАРС, на авиастроительные предприятия «Сухой» и «МиГ». Все варианты перечислить сложно. Кроме того, остаётся возможность трудоустройства за границей: российские технические специалисты в мире всё ещё ценятся.

В этот день было

Подписано соглашение о международной системе определения местоположения судов и самолетов
На ММПП «Салют» начато серийное производство двигателя АЛ-21Ф
Создано ОКБ N 2