Интервью ректора МАИ газете «Красная звезда»
24 мая 2013Как привлечь в армию студентов, какие формы оправдывают себя, что требует доработки и обсуждения в обществе. Об этом ректор Московского авиационного института Анатолий Геращенко рассказал в своём интервью газете «Красная звезда».
— Анатолий Николаевич, в конце
— После окончания школы в 1967 году я отправился поступать в МГТУ имени Н.Э. Баумана, но не добрал одного балла и не поступил. Вернулся в родной Елец и устроился учеником фрезеровщика на завод гидроприводов. Через год был призван в армию. Начал службу в Белоруссии в школе младших специалистов, где меня готовили для войск противовоздушной обороны. Дальнейшую службу проходил в Шуе Ивановской области в отдельном зенитном артиллерийском полку ПВО. В конце службы стал младшим сержантом. После армии в 1970 году вернулся на свой завод в Елец, продолжил работу фрезеровщиком
— Можно сказать, что армия дала вам путёвку в жизнь. А какие возможности для будущих офицеров сейчас открывает Московский авиационный институт?
— За прошедшие с момента основания годы МАИ выпустил более 150 тысяч специалистов для авиационной и ракетно-космической науки и промышленности, среди которых более 250 генеральных и главных конструкторов, руководителей научно-исследовательских и проектно-конструкторских организаций базовых отраслей.
Выпускниками МАИ являются 50 академиков и членов-корреспондентов АН СССР и Российской академии наук.
Среди выпускников МАИ 21 лётчик-космонавт. Наши питомцы отработали в космосе в общей сложности более 13 лет. Из них 14 космонавтов совершили 58 выходов в открытый космос. Многие выпускники МАИ активно работают в отряде космонавтов, РКК «Энергия», ЦУПе и сегодня. В 2011 году выпускница МАИ Елена Серова была включена в состав экипажа Международной космической станции, запуск которой запланирован на вторую половину 2014 года.
Среди выпускников МАИ более 100 лётчиков-испытателей авиационной техники, Героев Советского Союза и России, заслуженных лётчиков-испытателей. Среди наших выпускников, поступивших на военную службу, к настоящему времени: генералов — более 30, полковников — более 100, старших офицеров — более 700. В течение последних 5 лет в другие силовые структуры ежегодно направлялись около 50 человек, окончивших МАИ.
— Какие сегодня в институте применяются формы подготовки офицерских кадров?
— С 2008 года в МАИ подготовка офицерских кадров осуществляется на военной кафедре и в учебном военном центре. В 2009 году на базе МАИ был создан Военный институт, объединивший военную кафедру и учебный военный центр.
Военная кафедра сейчас готовит офицеров запаса только для Военно-воздушных сил. Занятия проводятся со второго по четвёртый курс методом «военного дня». Обучение завершается тридцатидневными учебными сборами студентов в войсковых частях (военных учебных заведениях) и проведением итоговой аттестации в виде государственного выпускного экзамена. Выпускникам военной кафедры при успешном завершении обучения в МАИ присваивается воинское звание лейтенант, и они зачисляются в запас. Военная кафедра раньше выпускала до 1.000 офицеров запаса для РВСН, КВ, ГУВР, ГФЭУ. В 2013 году выполняем заказ Главного управления кадров — зачислить на военную кафедру только 120 человек. Обучение на военной кафедре всегда было очень популярным. В этом году ожидается конкурс примерно 6 кандидатов на место. В 2010 году военная кафедра вместе с университетом отметила
Учебный военный центр готовит кадровых офицеров для ВВС, РВСН, Войск ВКО и Управления военных представительств. Зачисленные в УВЦ обучаются в вузе как обычные студенты. Занятия по военной подготовке проводятся в течение всего срока обучения методом «военного дня», учебные занятия по отдельным дисциплинам военной подготовки — в воинских частях, военных вузах или на предприятиях ОПК. В программу военной подготовки входят учебный сбор и стажировка в воинских частях. Продолжительность учебного сбора — 14 суток, стажировки — месяц.
В период обучения в вузе студенты УВЦ кроме академической стипендии получают дополнительную стипендию от Минобороны. Им также выплачивается денежная компенсация на военную форму одежды. Лица, успешно завершившие военную подготовку в УВЦ, обязаны заключить контракт о прохождении военной службы сроком на три года с Министерством обороны или по согласованию с Министерством обороны с иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба. Гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы, присваивается первое офицерское звание лейтенант с назначением на воинские должности, подлежащие замещению офицерами. Должностное предназначение выпускника определяют кадровые органы Министерства обороны. По истечении срока военной службы, указанного в контракте, наши выпускники могут продолжить военную службу, заключив новый контракт, или уволиться с военной службы. В марте этого года у нас состоялся очередной выпуск офицеров в учебном военном центре. Все лейтенанты заключили контракт с Минобороны и выполняют воинский долг.
Важно отметить, что в этом году возобновлён набор в учебный военный центр в интересах ВВС, РВСН, Войск ВКО и Управления военных представительств. Мы ждём абитуриентов, готовых получить востребованные в современных условиях специальности и стать офицерами.
— А как вы относитесь к новой форме службы по призыву для студентов: три раза по три месяца?
— Действительно, МАИ стал одним из тех вузов, которые будут участвовать в пилотном проекте по особому порядку прохождения военной службы по призыву гражданами из числа студентов с 2013 года. На мой взгляд, Вооружённые Силы получат грамотных, умных солдат, способных после определённой подготовки работать на высокотехнологичной военной технике, которая поступает сегодня в войска. А вот в вузах этот эксперимент воспринимается с некоторыми опасениями, о которых мы уже сообщили руководству Министерства обороны. Основания для опасений у нас есть. Так, в 1987 году в МАИ уже проводили эксперимент, когда на службу был призван полностью второй курс. Тогда в институт вернулось только около 30 процентов студентов. Так что мы можем наших студентов потерять для науки и оборонно-промышленного комплекса.
Пилотный проект, в котором мы намерены участвовать, должен дать ответы на многие проблемные вопросы. Как организовать учебный процесс для тех, кто будет служить три месяца, и для тех, кто останется учиться? Как выстроить специальные учебные программы для студентов, изъявивших желание поэтапного прохождения службы? Как перераспределить нагрузку на профессорско-преподавательский состав, если половина студентов уйдёт служить? Но самое главное, в ходе нового эксперимента потребуется разработать предложения для внесения изменений в законодательство.
— Может быть, сегодня необходимо развивать уже отработанные десятилетиями формы подготовки офицеров?
— Я убеждён, что военные кафедры и учебные военные центры необходимо развивать. Это, кроме всего, прекрасная форма воспитания патриотизма у молодёжи. Ведь раньше учёба на военной кафедре была обязательна для всех, поэтому и система ценностей у молодого поколения и их внешний вид были другими. Учебный процесс на военной кафедре требует совершенствования. И в этом направлении мы готовы взаимодействовать с Министерством обороны. Например, наш военный институт необходимо и дальше оснащать современными образцами вооружения. Целесообразно увеличить квоту на поступление на военную кафедру. В заказе на военную кафедру необходимо предусмотреть подготовку офицеров запаса не только для ВВС, но и для других видов Вооружённых Сил и родов войск (специалисты у нас для этого на военной кафедре есть). Потребность в других видах и родах войск в наших выпускниках тоже имеется.
— А как вы относитесь к созданию в армии научных рот?
— А вот эта идея мне очень нравится. Мы сейчас активно взаимодействуем с РВСН и Войсками ВКО по этим вопросом. Из числа выпускников МАИ этого года будет набрана первая научная рота для службы в городе Красногорске, где наши выпускники будут участвовать в научно-исследовательских и опытно-конструкторских работах в рамках гособоронзаказа. Думаю, что научно-исследовательским учреждениям и высшим военно-учебным заведениям Минобороны России, а также оборонным предприятиям это выгодно, потому что сегодня они испытывают серьёзный кадровый голод. Мы провели мониторинг 500 предприятий аэрокосмической отрасли: дефицит инженеров — 20 тысяч, рабочих — 42 тысячи человек. Что получат от этой идеи Вооружённые Силы? На мой взгляд, приток военнослужащих из числа выпускников, положительно себя зарекомендовавших в учёбе и научно-исследовательской работе. Многие изменят своё отношение к армии, так как у ребят появляется шанс после выпуска из института получать навыки по своей будущей специальности конструктора авиационной и ракетной техники.
— Проводился ли мониторинг среди студентов по поводу новых инициатив?
— Как ни странно, ребята выбирают и научные роты, и службу «три по три». Так что обе идеи жизнеспособны.
— Как в целом взаимодействует Московский авиационный институт с Вооружёнными Силами?
— Мы заключили с Минобороны России долгосрочное соглашение о сотрудничестве в плане подготовки кадров. Провели переговоры с заместителем министра обороны генерал полковником Олегом Остапенко об участии наших учёных в создании прорывных технологий для армии. Систематически встречаемся с главнокомандующим ВВС, командующими РВСН, Войсками ВКО, ВДВ по поводу применения наших разработок в войсках, а также об использовании нашей учебной базы для обучения военнослужащих по призыву и контракту. Недавно заключили договор с председателем ДОСААФ России генерал-полковником Сергеем Маевым (на снимке) о целенаправленной подготовке наших студентов к службе на базе этого общества.
Я внимательно слежу за изменениями в армии, ходом военной реформы. И мне импонируют те предложения, с которыми выступает сейчас министр обороны генерал армии Сергей Шойгу. Тут и возобновление набора курсантов в военные вузы, студентов в учебные военные центры, тут и создание научных рот, новые принципы взаимодействия с оборонно-промышленным комплексом.