Проектирование образовательных программ в авиакосмической области

2 февраля 2012

В УМО отточили инструмент В Учебно-методическом объединении вузов РФ в области авиации, ракетостроения и космоса разработали новую технологию проектирования основных образовательных программ

В связи с переходом российского высшего профессионального образования на уровневую систему подготовки и введением с 1 января 2011 года в действие ФГОС ВПО перед вузами поставлена задача проектирования основных образовательных программ (ООП) различных уровней (бакалавриата, магистратуры и специалитета), удовлетворяющих требованиям федеральных или собственных образовательных стандартов. Особенно актуальна эта проблема для высших учебных заведений, осуществляющих подготовку инженерных кадров, что обуславливается ориентацией ООП на компетентностную модель результатов обучения, блочно-модульной структурой учебного плана и рабочих программ дисциплин, самостоятельностью вуза в выборе дидактического содержания ООП и т.п.

Предлагаемая статья посвящена подходу к проектированию ООП в соответствии с ФГОС ВПО, реализуемому в Московском авиационном институте (государственном техническом университете) при подготовке инженерных кадров. Основой послужила система созданных нормативных документов учебно-методической деятельности вуза, а инструментом — разрабатываемая в настоящее время в МАИ информационно-аналитическая система университета (ИАСУ МАИ).

МАИ является головным вузом в Учебно-методическом объединении высших учебных заведений РФ в области авиации, ракетостроения и космоса (УМО АРК), и предлагаемый в статье подход неоднократно обсуждался на заседаниях совета УМО АРК.

Главные проблемы

Основой предлагаемого подхода к решению сформулированной проблемы стал метод системного анализа. Прежде всего, необходимо было понять, какие ограничения и требования ФГОС ВПО оказывают наибольшее влияние на процесс проектирования ООП, какие методологические и инструментальные вопросы становятся приоритетными. Затем, на основе проведенной проблемной декомпозиции, можно уже говорить о синтезе подхода к проектированию ООП.

Коротко остановимся на основных принципах и требованиях ФГОС ВПО, кардинально изменяющих суть проектирования ООП. Итак, прежде всего выделим следующее.

Ориентированность стандарта на результаты обучения, выраженные в терминах компетенций, то есть заявленный переход от традиционной «знаниевой» модели обучения к синергетической, направленной на «применяемость» результатов обучения. Переход на зачетные единицы (или кредиты), становящиеся мерой объема дисциплин, модулей, курсов. Введение жесткого ограничения на годовой объем ООП в 60 зачетных единиц. Введение понятия «модуля», являющегося либо частью дисциплины, либо объединяющего несколько дисциплин в один междисциплинарный блок, направленный на освоение комплекса взаимосвязанных компетенций. Использование «плавающих» границ при определении объема циклов, введение ограничений на объем базовой и вариативной части (для бакалавриата и магистратуры), а также специализаций (для специалитета). Изменение структуры циклов, введение понятия «индивидуальных образовательных траекторий» на основе свободы выбора альтернативных вариантов дисциплин по выбору студентов (ДВС). Ограничения по объему лекционной нагрузки и аудиторных занятий с применением инновационных образовательных технологий. Введение понятия профиля ООП (бакалавриат, магистратура) и специализаций (специалитет), уточняющих направленность ООП на конкретный объект профессиональной деятельности выпускника. Свобода вуза по отношению к перечню и объему учебных дисциплин (за исключением нескольких обязательных дисциплин), а также в части разработки новых профилей и специализаций подготовки.

Перечисленные принципы и требования ФГОС ВПО, а также разрабатываемые на их основе собственные образовательные стандарты вуза выявили ряд проблем, возникающих при проектировании ООП, особенно в технических вузах, а именно:

отсутствие компетентностной модели выпускника, слабо выраженная зависимость компетенций, не позволяющая в полной мере определить последовательность их освоения; плохая измеримость компетенций, представленных во ФГОС ВПО, и их несогласованность со знаниями, умениями, навыками; несоответствие количества общекультурных компетенций с объемами циклов (большое разнообразие вариантов объема циклов, набора компетенций в различных ФГОС ВПО, реализуемых в вузе); отсутствие в полном объеме нормативной базы, регламентирующей процесс проектирования ООП; арифметические ошибки, приводящие к затруднениям при определении объема практики, итоговой аттестации и т.п.

С полным текстом статьи можно ознакомиться на сайте источника.

Авторы:
М. Ю. Куприков, проректор по учебной работе МАИ, доктор технических наук, профессор.
А. Ю. Сидоров, заместитель проректора МАИ, заместитель председателя УМО АРК.
К. И. Сыпало, начальник отдела основных образовательных программ и инновационных образовательных технологий УМО АРК, доцент.

В этот день было

Первый полет спортивно-пилотажного самолета Су-26
Опытный ударный самолет укороченного взлета и посадки Т6-1 выполнил первую пробежку
Вышло постановление СМ СССР, поручавшее ОКБ А.Н.Туполева разработку сверхзвукового бомбардировщика «105»