Вырастить настоящего инженера: как преподаватель-практик из МАИ учит строить ракетно-космическую технику
16 января 2026
Фото: Пресс-служба МАИ / Личный архив
Кто может научить студентов не просто чертить схемы и выводить формулы, а мыслить как настоящий инженер, способный решать сложнейшие производственные задачи? Тот, кто сам занимается этим изо дня в день. Александр Кабанов – доцент кафедры № 601 «Космические системы и ракетостроение» МАИ и специалист, работающий в ракетно-космической отрасли более семи лет. В интервью он рассказал, как совмещает две должности, зачем отучает студентов от методичек и что помогает ему готовить востребованных инженеров.
Александр Александрович, как вам удаётся совмещать работу в индустрии с преподаванием в одном из главных аэрокосмических вузов страны?
По сути это две стороны одной медали. Уже много лет я занимаюсь вопросами повышения эффективности производств предприятий отрасли, используя, например, технологии цифровых двойников. То есть прежде чем внедрить любое решение в цехе — будь то подготовка производства новой детали или перепланировка всей линии — мы отрабатываем и анализируем его на цифровой модели. В МАИ же я веду специализированный курс по моделированию ракетно-космических производств и управлению ими. Мой опыт позволяет сразу прививать студентам навык прикладного применения знаний. Глобальная цель — добиться, чтобы, придя на завод, молодые специалисты могли создавать конкурентоспособные изделия и системы их производства, оптимально используя и существующие мощности, и, при необходимости, новые в тех конфигурациях, которые они спроектируют сами.
Расскажите, как вы пришли в преподавание и чему учите студентов?
Я преподаю со времён своей учёбы в аспирантуре, с 2006 года. Параллельно всегда работал на предприятиях, в основном в машиностроении и аэрокосмической отрасли — по профилю разработки производств. В МАИ мои основные дисциплины — «Технология производства ракет-носителей и космических аппаратов» и «Управление производством». Это образовательные треки для старшекурсников, одни из самых сложных на направлении.
Сложные дисциплины — это вызов как для студента, так и для преподавателя. Какие методики вы используете, чтобы не только донести информацию, но и увлечь?
В приоритете у меня несколько принципов. Первый — направленность на решение конкретной прикладной задачи. Второй — отучение от работы «по методичке». Я считаю, что важно научить студента самостоятельно думать и работать вне шаблонов. Третий — максимальное использование современных цифровых инструментов. И четвёртый — стремление получить синергию, эмерджентный эффект от работы студентов в проектной группе, когда результат команды больше, чем сумма отдельных усилий.
Другими словами, на моих парах студенты сталкиваются не с абстрактными «уравнениями», а с необходимостью принять инженерное решение в условиях неполных данных, ограничений по ресурсам и времени. Они учатся работать в команде, где один отвечает, например, за проектирование космического аппарата, другой – за его доставку в точку назначения, третий – за обеспечение связью и навигацией, четвёртый – за испытания, пятый – за производство и так далее. При таком подходе студенты вынуждены взаимодействовать друг с другом, поскольку результаты работы одного являются входными данными для другого. И важно здесь не создание непосредственно аппарата, а решение прикладной задачи с его помощью.
Хотелось бы конкретных примеров, что называется, «из аудитории».
В ближайшее время выходят на защиту мои студенты-дипломники. Они решали задачу по исследованию с помощью группы разных роверов лавовых трубок — «пещер» — на поверхности Луны, чтобы потом использовать их для создания защитных сооружений для космонавтов, осваивающих спутник.
В рамках этого же проекта один из моих дипломников разрабатывает космический аппарат, который станет элементом лунной системы позиционирования — это такой аналог GPS. Аппарат будет создан на базе космической платформы и уже точно ориентирован на серийное производство.
Как вы считаете, какой в идеале должен быть процент практики в обучении инженеров?
Важен не абстрактный процент, а результативность практики. Она должна быть интегрированной в учебный процесс. Важно, чтобы студент видел прямую связь между теорией на лекции и поведением конструкции и системы её изготовления на стенде или в цифровой модели.
Самый важный показатель — трудоустройство ваших студентов. Приглашали ли вы ребят к себе на предприятие или рекомендовали коллегам?
Да, некоторые выпускники теперь работают в моём подразделении, и мы вместе ведём реальные проекты. Мои принципы отбора просты: искренний интерес к профессии, стремление к развитию и доказанная способность самостоятельно решать задачи. Не просто воспроизводить по образцу, а именно решать.
Можете вспомнить конкретный проект, который был реализован на практике под вашим руководством вместе со студентом или выпускником?
Есть примеры непосредственной реализации проектов машиностроительных производств в команде с моими студентами. Сегодня эти предприятия и компании работают и выпускают продукцию, как это проектировалось и отрабатывалось нами на цифровых моделях. Один из студентов в настоящее время специализируется на разработке планировочных решений сферы машиностроения, другой – специалист по цифровому имитационному моделированию систем производства. И достигнутый ими уровень обусловлен качествами, перечисленными выше: ориентированность на решение задачи, умение работать самостоятельно в условиях большой неопределённости, а также ответственность за результат.