Импульс для технологического лидерства: в МАИ обсудили, кто должен строить будущее России

28 ноября 2025
Фото: Пресс-служба МАИ / Личный архив

В 2025 году бизнес инвестировал в развитие российских ИТ-технологий 5,24 трлн рублей. Сектор активно растёт, а вместе с этим возрастает потребность в высококлассных специалистах. Несмотря на увеличение числа сотрудников ИТ-компаний в России на 70% за последние пять лет, рынок продолжает испытывать их нехватку. Особенно остро ощущается дефицит специалистов, сочетающих глубокие инженерные знания с навыками работы с искусственным интеллектом, большими данными и другими сквозными технологиями. Можно ли в сжатые сроки решить такую непростую задачу? 

Об этом, а также о новых технологиях, способных обеспечить лидерство страны на глобальном рынке, поговорили на конференции цикла Импульс Т1, проведённой ИТ-холдингом Т1 в новом корпусе Московского авиационного института. Участниками мероприятия стали ведущие эксперты ИТ-сферы, представители государственного сектора, бизнеса, вузовского сообщества и студенты.

Искусственный интеллект вместо инженера?

В рамках конференции состоялась дискуссия ведущего телеканала РБК Аркадия Глушенкова с ректором Московского авиационного института, членом бюро Союза машиностроителей России Михаилом Погосяном и генеральным директором ИТ-холдинга Т1 Дмитрием Харитоновым на тему внедрения искусственного интеллекта в профессию инженера будущего. Эксперты сошлись во мнении, что ИИ не вытеснит инженеров, но коренным образом трансформирует их работу.

— Я убеждён, что искусственный интеллект заменит линейных инженеров. Но он не заменит творческую жилку, способность к нестандартным решениям. Инженер должен проектировать жизненный цикл изделия, строить системы, а не просто решать узкую задачу. Это творческий процесс, и именно в этом заключается ключевая ценность специалиста будущего. Конечно, рассчитывать на ИИ в этом плане не совсем правильно, ему можно доверить только самые простые задачи, — высказал свою позицию Михаил Погосян.

За этой оценкой скрываются вполне конкретные бизнес-процессы, которые уже сегодня перестраиваются под влиянием новых технологий. Компании сталкиваются не с абстрактным выбором между человеком и алгоритмом, а с острой необходимостью закрывать растущие операционные потребности в условиях реального кадрового дефицита. Именно этот контекст определяет позицию индустрии, где ИИ становится не заменой специалисту, а инструментом преодоления системных ограничений. В такой парадигме меняется сама суть профессиональных компетенций — на смену узкой технической экспертизе приходит способность управлять сложными технологическими комплексами.

Дмитрий Харитонов оценил вопрос с практической стороны, объяснив, что внедрение ИИ — это часто вынужденная мера.

— ИИ и умные помощники, генерирующие код, — это вопрос выживания и сохранения рентабельности. Но это предъявляет новые требования к сотрудникам: им нужно постоянно учиться использованию передовых технологий и уметь критически относиться к тому, что они генерируют. Джуны, которых мы раньше так называли, теперь должны сразу уметь пользоваться этими инструментами, — без освоения новых технологий сегодня невозможно продвинуться по карьерной лестнице, — подчеркнул Дмитрий Харитонов.

Кадры — главный вызов

В рамках конференции «Импульс Т1» прошла и панельная дискуссия «Совет главных конструкторов: инженерная школа и будущее бизнеса», модератором которой выступил ведущий телеканала «Россия-24» Роман Плюсов. Её участниками стали Михаил Погосян, Дмитрий Харитонов, заместитель руководителя технологического блока, старший вице-президент ВТБ Сергей Безбогов, начальник департамента информатизации ОАО «РЖД» Кирилл Семион, заместитель генерального директора, директор блока инженерных компетенций Корпоративной академии Росатома Алексей Пономаренко и генеральный директор компании «Лазер Инсайт» Юлия Рузанкина.

Эксперты обсудили острый вопрос — нехватку кадров в технологическом секторе. Участники дискуссии согласились, что проблема сегодня состоит не в количестве дипломированных специалистов, а в глубине их практических компетенций и способности к комплексному мышлению.

— Проблемы действительно есть. У нас выросло хорошее поколение исполнителей, но их главный минус — неспособность действовать самостоятельно. Связка «голова и руки», «думать и делать» очень сильно ослабла со сменой поколений. И на замену нет практически никого. Есть примеры, когда некоторые инженеры, как мы думаем – квалифицированные – не понимают чертежи. Этого нельзя допускать. Наша задача как руководителей делать всё, чтобы молодые специалисты хотели учиться, горели этим, стремились работать лучше и качественнее, — подчеркнула Юлия Рузанкина.

Кирилл Семион, в свою очередь, добавил, что кадровый дефицит — это норма для растущей экономики, но его природа меняется. 

— Я считаю, что кадровый дефицит – это, в целом, нормально. Но важно учитывать, что дефицит бывает разный. Сейчас он сместился в сторону средних и старших разработчиков, то есть людей, которые разбираются прежде всего в конкретном процессе, над которым работает компания, решают конкретную бизнес-задачу. Таких людей, практиков с большим опытом, всегда не хватало и всегда будет не хватать. Пока мы не видим большой кадровой пропасти – необходимо серьёзнее углубиться в процесс обучения новых специалистов. Интеграция бизнеса в образовательный процесс, обучение на реальных кейсах – обязательны, если мы хотим добиться технологического суверенитета, — объяснил Кирилл Семион.

Михаил Погосян же выступил против утилитарного, потребительского подхода к вузам со стороны индустрии, отстаивая идею настоящего партнёрства.

— Мы в МАИ убеждены, что качественное инженерное образование невозможно без решения реальных производственных задач. Именно поэтому так важно выстраивать непрерывную образовательную траекторию, в которой академические знания сразу подкрепляются практикой. Только через прямое взаимодействие с ведущими компаниями мы сможем подготовить инженеров, способных отвечать на вызовы современности, — подвёл он итог дискуссии.

Конференция «Импульс Т1» в МАИ наглядно показала, что будущее технологий и инженерной подготовки — за тесным стратегическим союзом образования и индустрии. Именно такой комплексный подход позволяет готовить специалистов, способных не только реагировать на изменения, но и самим создавать технологии будущего.

В этот день было

Первое в мире лётное испытание гиперзвукового ПВРД
В Ульяновске организован Центр совместного обучения летного, технического и диспетчерского персонала
Совершен первый в истории отечественной авиации воздушный таран на реактивном самолете