Цифровая трансформация транспортной системы: в МАИ обсудили, как технологии меняют жизнь в регионах
19 ноября 2025
Фото: Пресс-служба МАИ / Личный архив
Создание транспортной системы будущего невозможно без тотальной цифровизации и внедрения беспилотных систем. Об этом заявил генеральный директор АО «Группа Синара» Виктор Леш в ходе выступления на XII Международной неделе авиакосмических технологий Aerospace Science Week, стартовавшей 18 ноября в Московском авиационном институте.
Перспективность цифровизации для транспортной отрасли, по словам эксперта, заключается в комплексном эффекте: она позволяет одновременно повысить безопасность перевозок, оптимизировать логистические маршруты и сократить эксплуатационные расходы, создавая принципиально новую среду для управления мобильностью как в мегаполисах, так и в отдалённых регионах.
Развитие беспилотных перевозок открывает новые горизонты для логистики: автономные системы способны работать круглосуточно, минимизировать человеческий фактор и выстраивать оптимальные маршруты на основе анализа больших данных, что особенно важно для труднодоступных территорий и сложных цепочек поставок.
По словам Леша, переход на автоматизированные системы управления является стратегической необходимостью, поскольку традиционные подходы к диспетчеризации достигли своего предела эффективности.
— Когда диспетчер вынужден за короткое время обрабатывать колоссальный объём данных, это неизбежно приводит к ошибкам. Именно поэтому мы должны повсеместно внедрять беспилотные технологии, — подчеркнул он.
Спикер обратил внимание, что уже сегодня на станции Лужская Октябрьской железной дороги работают три беспилотных локомотива. Без участия машиниста они могут присоединяться к составам, перемещать их на сортировочную горку для расцепки вагонов и возвращаться на исходную позицию, экономя время сотрудников и оптимизируя повседневную работу на станции. Также в России внедрены магистральные «умные локомотивы», которые передают данные о своём состоянии в центры мониторинга в режиме реального времени.
Впереди — ещё больше планов по достижению целей. Очередной этап — создание первого в России высокоскоростного поезда с внедрёнными инновационными технологиями.
— Уже в 2028 году высокоскоростные поезда должны быть сертифицированы и начато их серийное производство. В сентябре на «Уральских локомотивах» приступили к сварке кузова, сейчас идет подготовка к сборке. Новые вызовы ставят перед отраслью вопрос обеспеченности кадрами, подготовки специалистов инженерных профессий. Мы будем рады видеть специалистов из МАИ в нашей команде, — отметил Виктор Леш.
Также эксперт особо подчеркнул: сделать все перечисленные выше процессы привычными и повсеместными невозможно без создания единого информационного пространства для всех участников транспортной системы.
— Нам необходима тесная кооперация с научными и промышленными партнёрами, а также готовность к масштабному переобучению персонала, — заявил он.
Генеральный директор АО «Группа Синара» сообщил об участии компании в реализации стратегических проектов в отрасли, включая строительство высокоскоростной магистрали Москва–Санкт-Петербург и развитие городских транспортных систем. И, по мнению эксперта, качественная реализация этих проектов также не представляется возможной без внедрения цифровых технологий и беспилотных решений, которое станет определяющим для будущего транспортной отрасли России.