Студентка Софья Гринкевич: «Абсолютно осознанным был мой выбор не только МАИ, но и БВО»
21 октября 2025
Подготовка специалистов, способных решать технологические задачи будущего, требует от системы высшего образования гибкости и готовности отвечать на ещё только формирующиеся запросы индустрии. Московский авиационный институт взял на себя роль одного из лидеров этой трансформации. В рамках пилотного проекта по совершенствованию высшего образования в университете введена модульная структура программ, предполагающая индивидуализацию подготовки, активное вовлечение в учебный процесс индустриальных партнёров, погружение студентов в перспективные технологии и непрерывную проектную деятельность.
Как выглядит обучение по такой системе изнутри? Своим опытом делится студентка третьего курса института № 1 «Авиационная техника» МАИ Софья Гринкевич, сделавшая осознанный выбор в пользу базового высшего образования (БВО) вместо уходящего в прошлое бакалавриата.
Софья, почему ты решила поступать в МАИ? На кого сейчас учишься?
Мои родители – инженеры, поэтому я с детства тяготела к техническим направлениям. Весной 2023 года, во время учёбы в 11 классе, узнала про указ президента о реформе высшего образования. Я стала изучать эту тему, что привело меня в МАИ как в один из вузов – участников пилотного проекта. Сейчас учусь на инженера-конструктора систем летательных аппаратов.
Хочу сказать, что абсолютно осознанным был выбор не только МАИ, но и базового высшего образования. Во-первых, мои родители всегда подчёркивали, что полноценная инженерная подготовка требует не менее пяти с половиной лет. Во-вторых, для моей будущей специализации критически важно тесное взаимодействие с предприятиями. В-третьих, меня привлёк акцент на проектную деятельность. Ну и, в-четвёртых, мне очень откликнулась идея, связанная с индивидуализацией образовательного процесса.
Сейчас, когда ты уже студентка, что можешь рассказать об индивидуализации образования в МАИ? Как она реализуется у тебя на курсе?
Индивидуализация образования – это возможность развиваться с учётом собственных интересов и склонностей. Это крайне важно, ведь каждый студент уникален: кого-то больше привлекают беспилотники, кого-то – искусственный интеллект, кого-то – промышленный дизайн или другие области. Студентам МАИ предлагаются элективы – дисциплины по выбору. Уже на первом курсе мы выбирали элективы для таких обязательных дисциплин, как экономика и право. Например, во втором случае можно было углубиться в правовые основы инженерной деятельности, касающиеся, например, патентов и интеллектуальной собственности, или же изучать общие вопросы.
На втором курсе в рамках профессионально-карьерного модуля надо было выбрать один из таких элективов, как «Парашютно-десантная техника», «Введение в беспилотную технику», «Дизайн-проектирование», «Прикладная психология», «Проектирование цифрового производства в авиастроении», «Системная инженерия», «Современные вызовы развития авиационной техники». Я выбрала первый вариант, потому что хотела разобраться, как простой кусок ткани может быть надёжным спасательным средством.
Особенно важный выбор надо было сделать в конце второго курса, когда мы определялись со своей специализацией. Я остановилась на системах жизнеобеспечения и оборудовании летательных аппаратов.
Ты сказала, что для тебя критически важно взаимодействие с предприятиями. Как это реализуется в МАИ?
Во-первых, это экскурсии на производства в рамках дисциплины «Введение в авиационную и ракетно-космическую технику», а во-вторых, полноценные практики на предприятиях.
Индивидуализация и персонализация в обучении проявляются не только в элективах, но и в возможности выбора интересующего предприятия. Например, каждый студент может выбрать экскурсию на то предприятие, с которым хотел бы познакомиться и рассмотреть его как потенциального работодателя. Так я побывала на экскурсии в ПАО «Яковлев». А производственно-технологическую практику я проходила в филиале ПАО «Яковлев» — «Региональные самолёты». Этот опыт был для меня бесценным.
Как у вас проходит проектная деятельность?
Проектная деятельность организована очень масштабно и начинается уже с первого курса. Я убеждена, что для моей специальности умение работать в команде просто незаменимо. Самолёт – это сложнейшая система, создание которой требует слаженной работы многих специалистов. На протяжении всего обучения мы активно развиваем навыки командной работы: учимся находить компромиссы, эффективно слушать и слышать каждого участника проекта.
При этом даже в командной работе сохраняется важный элемент индивидуализации. Например, на первом курсе мы участвовали в IT-проекте, где каждая команда формулировала и решала собственные задачи. Среди проектов были такие, как «Визуализация кабин летательных аппаратов», «3D-карта МАИ» и другие.
Проектная деятельность присутствует и на старших курсах. В рамках многих специализированных дисциплин проекты можно выполнять как индивидуально, так и с одногруппниками. В следующем семестре нам предстоит курсовой проект по расчёту настоящего редуктора, где мы будем работать командой из пяти человек.
Большой плюс – в преемственности: многие проекты, начатые нами, продолжаются сейчас студентами младших курсов. При этом мы, старшекурсники, выступаем уже в роли руководителей. По некоторым работам даже сформировались своего рода студенческие конструкторские бюро.
Таким образом, проект становится не просто заданием по типу «сдал и забыл», а настоящей долгосрочной инициативой, в которой студенты искренне заинтересованы.