Доцент МАИ Андрей Февральских: «Важно понимать, для чего пишешь код»

29 сентября 2025
Доцент МАИ Андрей Февральских: «Важно понимать, для чего пишешь код» Фото: Пресс-служба МАИ / Личный архив

Что делает программирование по-настоящему ценным? По мнению доцента кафедры 806 «Вычислительная математика и программирование» МАИ Андрея Февральских, дело не только в коде. Это про глубокое понимание сути задачи, её цели и финального применения. Именно такой подход он прививает студентам, преподавая предмет «Cals-технологии в жизненном цикле технических систем». В интервью Андрей Владимирович рассказывает о том, как в его жизни переплелись математика, физика и программирование, как он пришёл к преподаванию и что значит глубоко понимать свою профессию.

Андрей Владимирович, как складывался ваш профессиональный путь? Чем любили заниматься в детстве и как это отразилось на выборе специальности?

В детстве меня, как и многих мальчишек, интересовал различный транспорт. Но моя любовь к нему была связана ещё и с семьёй: один дедушка был авиационным инженером, другой — офицером Балтийского флота. Помимо этого на мои будущие предпочтения в выборе профессии оказал и пример родителей: оба — программисты.

В школе мне легче всего давалась математика, чуть сложнее — физика. Поэтому при выборе вуза я решил поступать на механико-математический и на физический факультет Нижегородского государственного университета имени Н. И. Лобачевского. По баллам прошёл именно на физфак.

После специалитета поступил в аспирантуру Нижегородского государственного технического университета имени Ростислава Алексеева, на кафедру кораблестроения и авиационной техники. Там же защитил диссертацию.

Почему решили стать преподавателем? И как вы оказались в МАИ?

После окончания аспирантуры я пошёл работать в конструкторское бюро, которое специализировалось на амфибийных судах и экранопланах. Там я занимался «тяжёлым» инженерным софтом для определения аэрогидродинамических характеристик. Параллельно по вечерам подрабатывал репетитором по подготовке школьников к ГИА и ЕГЭ.

Позднее я перешёл работать в компанию «CADFEM», занимающуюся распространением и поддержкой известного программного обеспечения Ansys — универсальной системы инженерного анализа. И вот как-то меня пригласили прочитать курс в магистратуре МАИ о моём опыте решения комплексных задач — на стыке проектирования, компьютерного моделирования аэродинамики и других физических процессов. Наверное, тогда-то я и понял, что мне интересно преподавать. Оглядываясь назад, могу с уверенностью сказать, что мне всегда было интересно делиться опытом, ставить задачи для дипломных и аспирантских работ и вместе со студентами искать решения. Особенно ценю моменты, когда они предлагают нестандартные подходы: это создаёт атмосферу совместного интеллектуального творчества, ради которой и стоит заниматься преподаванием.

А в индустриальных проектах вы по-прежнему участвуете?

Сегодня параллельно с преподаванием в МАИ я работаю в IT-компании «Тесис». Там мы разрабатываем отечественный софт для CAE-моделирования — инженерный анализ с применением вычислительных технологий. Он, кстати, по некоторым своим возможностям превосходит зарубежные аналоги. 

Вернемся к преподаванию. Расскажите, чему посвящена ваша дисциплина? И почему эти знания необходимы современным специалистам?

Я рассказываю студентам о том, как современные компьютерные технологии меняют проектирование техники — прежде всего, летательных аппаратов — и моделирование физических процессов. Сегодня без этих инструментов невозможно представить ни авиацию, ни строительство: каждый проект, от SSJ-100 и МС-21 до небоскрёбов, проходит виртуальные испытания. Эти знания необходимы современным специалистам для того, чтобы повысить эффективность процессов проектирования, производства и эксплуатации.

Вы считаете себя строгим преподавателем?

Да, я строгий. Диплом МАИ — это серьёзный документ, который должен подтверждаться трудолюбием и вовлечённостью. Можно получить корочки где угодно, но выпускником МАИ становится только тот, кто выдерживает высокую планку.

А вы сами каким студентом были? Признавайтесь, прогуливали пары или всегда прилежно учились?

Конечно, бывало, что прогуливал те пары, которые казались неинтересными или которые можно было легко «догнать» по учебникам. Но были дисциплины, куда я ходил с удовольствием: дифференциальные уравнения, математическая физика. Очень увлекали лекции по механике и атомной физике.

Лабораторные работы не прогуливал, все эксперименты я выполнял добросовестно. Любил решать задачи на семинарах — интересно было применять математические знания к конкретным физическим проблемам.

Как вы выстраиваете диалог со своими студентами?

Я сразу объясняю структуру курса: что будет в программе, какие лабораторные предстоит пройти, как будет формироваться оценка. Итог складывается из посещаемости, практики и экзамена. При этом для меня важнее всего работа в течение семестра. Такой подход прозрачен и понятен.

Чем любите заниматься в свободное от работы время?

Люблю кататься на велосипеде вдоль Яузы. Это удивительное место. Иногда чувствуешь, что находишься не в центре мегаполиса, а в какой-то дикой природе: болота, утки, бобры. Отличный способ перезагрузиться.

Есть ли место, куда вы особенно хотели бы поехать?

Да, Академгородок в Новосибирске. Говорят, там особая атмосфера — как в романах Стругацких. Ещё хотелось бы побывать во Владивостоке – в кампусе Дальневосточного федерального университета.

Какой совет можете дать студентам?

Первое — делайте всегда чуть больше, чем требуют. Задали один расчёт — сделайте два. Второе — проверяйте устойчивость решения: как оно меняется при разных исходных данных. Третье — смотрите на результат с точки зрения здравого смысла. Эти три принципа универсальны: будь то проектирование, математика или программирование. Они помогают стать профессионалом и удержаться в конкурентной среде.

В этот день было

Первое спасение сертифицированного лёгкого самолёта на парашюте
Начался круговой перелёт самолёта-амфибии Бе-200 по странам Азии
Первый полёт МиГ-21БИС UPG