«Фургончик в стиле Скуби‑Ду я ещё себе куплю»: преподаватель Анастасия Симкина — о творческом подходе к обучению инженеров

24 сентября 2025
 «Фургончик в стиле Скуби‑Ду я ещё себе куплю»: преподаватель Анастасия Симкина — о творческом подходе к обучению инженеров Фото: Пресс-служба МАИ / Личный архив

Старший преподаватель кафедры 804 «Теория вероятностей и компьютерное моделирование» Московского авиационного института Анастасия Симкина в детстве была уверена, что её жизнь будет связана с творчеством. Хотя её профессиональный путь сложился иначе, творческое начало всё же стало главным помощником в работе. В интервью Анастасия рассказала, как совмещает математику с искусством и почему это так ценно для преподавания.

 Анастасия Вячеславовна, как вы выбрали свою профессию? Кажется, что математика и творчество — вещи несовместимые.

— В школе я была очень активной и везде успевала: занималась рисованием, вокалом, бальными танцами. Но больше всего меня увлекали языки — я целых десять лет углублённо изучала английский с репетитором. Мои родители — математики, но мама, видя мой интерес, считала, что мне стоит развивать гуманитарные способности. Именно она поддержала моё решение поступить после седьмого класса в Предуниверситарий при МГЛУ.

При этом у меня была ещё одна мечта — стать дизайнером. Я даже хотела рисовать ливреи для пассажирских самолётов! Писала в авиакомпанию S7, чтобы узнать, где они делали редизайн, но ответа не получила. Тогда я решила обратиться к известному дизайнеру Владимиру Пирожкову — и он пригласил меня на встречу в МИСиС. Эта встреча перевернула моё представление о профессии: я поняла, что хочу заниматься не просто творчеством, а чем-то на стыке с инженерией.

Я стала искать, где можно получить такое образование. Оказалось, что направление «Прикладная информатика» с уклоном в дизайн было только в МАИ и МИСиС. Авиационная тематика мне была близка — оба моих дедушки работали в авиации, — поэтому я подала документы в МАИ. Правда, на «Прикладную информатику» я не прошла по баллам, и родители предложили рассмотреть «Прикладную математику». Я согласилась — и ни разу не пожалела. В итоге инженерная среда стала для меня родной, а творчество осталось со мной в виде хобби. 

 А как вы начали преподавать? 

— Сейчас понимаю, что мне всегда нравилось что-то кому-то объяснять, рассказывать. Так что любовь к преподаванию — это, наверное, врождённое. Например, ещё в начальной школе я устраивала для одноклассников мастер-классы по рисованию, а в средней школе учительница разрешила мне провести диктант в мой день рождения. Позже я сама начала репетиторствовать — преподавала английский.

 В МАИ, на третьем курсе, мой научный руководитель доверил мне провести за него пару по математическому анализу. Это было волнительно, но в тот день я окончательно поняла: преподавание — это моё. С каждым днём я люблю свою работу ещё больше.

 Как творчество помогает вам в работе со студентами?

 — Стараюсь делать занятия не только полезными, но и интересными. Например, на семинарах по матанализу мы иногда играем в своеобразную «мафию»: студенты закрывают глаза, а потом поднимают руки те, кто сделал домашку или помог другим. На теории вероятностей я придумываю задания на близкие им темы — скажем, про партию чизбургеров — или рассказываю забавные факты из жизни великих математиков.Я всегда готова ответить на вопросы студентов — и на паре, и в чате. Однажды накануне зачёта я два часа консультировала одного студента по функциональному анализу по видеосвязи. В итоге он сдал, успешно окончил институт и теперь сам преподаёт математику в школе. Такие истории очень вдохновляют.

 Что вам кажется самым сложным в вашей работе?

— Подготовка. На одну пару я могу потратить несколько часов: у меня есть и электронные библиотеки, и целая стопка собственных конспектов от руки. Но даже при идеальной подготовке урок часто идёт не по плану — приходится импровизировать. Однажды, например, мне пришлось заменять преподавателя на семинаре по теории вероятностей. У меня с собой не было ничего из учебных пособий, даже конспекты не взяла — я не ожидала, что в этот день предстоит вести этот предмет. Тогда, конечно, вышла пара не с тем порядком терминов, который задумывался, но студенты ничего не поняли — они ведь и не подозревают, что в голове преподавателя есть какой-то «правильный» порядок. Для студентов «правильные» и «неправильные» пары ничем не отличаются.

 Чем вы увлекаетесь вне работы? Остаётся на отдых свободное время?

— Мы с мужем обожаем путешествовать по России. Даже в самые загруженные периоды стараемся выкроить время, чтобы куда-то съездить. Мне нравится организовывать такие поездки: бронирую экскурсии, мастер-классы, ищу необычные гастрономические места. Потом делюсь впечатлениями в блоге.

 У нас уже собралась целая коллекция дипломов: мы были калачниками в Костроме и Муроме, шоколатье — в Переславле-Залесском и Выборге, карамелье — в Выборге. Конечно, это не профессиональные сертификаты, а просто приятные сувениры. Мне интересна история продуктов, а не технология производства.

 Кстати, ещё я с детства обожаю детективы — от «Скуби-Ду» до сериалов на НТВ, которые раньше смотрела с дедушкой. Всегда старалась угадать преступника раньше героев. Была даже идея купить фургон, раскрасить его под «Скуби-Ду», ездить по школам и продавать детям мороженое. 

 А творчество в обычной жизни проявляется?

— Конечно! Я, например, рисую персонажей для компьютерных игр, которые разрабатывает мой муж. Ещё иногда рисую на доске во время перерывов на контрольных. Эту привычку я принесла ещё из магистратуры: как-то раз перед парой нарисовала на доске жирафа, и преподаватель вёл занятие, аккуратно обходя рисунок. Потом я его дорисовывала весь семестр.

 А в школе, в девятом или десятом классе, я распечатала крошечные письма из Хогвартса и втайне разложила их одноклассникам в карманы курток. Просто хотелось подарить им немного волшебства и веры в себя.

 Какой совет сегодня вы бы дали студентам? Что им важно знать на пути к профессии?

— Главное — не бойтесь задавать вопросы. Если копить непонимание, оно растёт, как снежный ком. Начинайте готовиться к экзаменам заранее, а не в последнюю ночь.И пожалуйста, не судите о преподавателях по чужим отзывам. У каждого из нас свой характер, свои увлечения и даже чувство юмора. Преподаватель — такой же человек, со своими сильными и слабыми сторонами. Лучше составить своё мнение, а мы всегда готовы помочь.

В этот день было

Первый полет самолета с крылом обратной стреловидности С-37
Первый полет штурмовика Ил-102
Родился летчик-испытатель М.П.Покровский