«Не врать и не бояться»: Михаил Шляхтунов о военных традициях и уроках истории
15 сентября 2025
Подполковник Воздушно-космических сил, психолог, историк и талантливый педагог — кажется, что за этими званиями и профессиями скрывается не один человек, а целый коллектив. Однако всё это о Михаиле Шляхтунове, доценте кафедры 918 «История» и старшем преподавателе военного учебного центра при МАИ. Он вырос в семье военных, прошёл путь от психолога психиатрического отделения до служащего Минобороны. А сегодня продолжает семейную традицию служения Отечеству через воспитание и обучение будущих инженеров. В МАИ он не только читает лекции по истории, но и организует уникальные проекты, акции и тренинги, формируя у студентов такие качества, как честность и смелость. За вклад в патриотическое воспитание и волонтёрскую работу с молодёжью в 2025 году Михаил Шляхтунов был удостоен почётной президентской награды. В своём интервью он рассказал о том, как добиваться поставленных целей, как междисциплинарные знания помогают в работе и зачем будущим творцам высоких технологий разбираться в истории.
Военное дело, психология и история – как вышло, что у вас такой богатый набор профессиональных интересов?
Мои родители – военные, поэтому желание служить Отечеству во мне заложено с детства. Помимо этого, мой отец ещё и историк-политолог, что также повлияло на круг моих профессиональных интересов. Первое высшее образование я получил на военно-психологическом факультете в Военном университете Министерства обороны. Психология привлекла меня возможностью помогать людям справляться с трудностями, особенно в армейской среде. Позднее я получил второе высшее в Российской академии госслужбы при президенте РФ по специальности «политико-административное управление». Политология дала мне инструменты для анализа общества и истории.
А сегодня я служу России, но уже через преподавание и воспитание студентов. Это позволяет сочетать практический опыт с передачей знаний.
Расскажите о вашей службе в армии. Как она повлияла на вас?
После окончания обучения я начал служить психологом в психиатрическом отделении Центрального клинического госпиталя Военно-воздушных сил. Помогал военнослужащим с посттравматическими состояниями, стрессами и сложными диагнозами. Затем служил в главном управлении кадров Минобороны. Служба научила меня дисциплине, эмпатии и умению находить общий язык с разными людьми. Она же сформировала мой подход к преподаванию: я вижу в студентах не только учеников, но и будущих лидеров, которым нужно помогать расти.
Как вы стали преподавателем МАИ?
Во время службы в ВУЦ при МАИ я поступил в аспирантуру на исторический факультет Чувашского государственного университета им. И.Н. Ульянова. И после защиты диссертации я начал вести историю на кафедре 918 «История». Сегодня моя деятельность в МАИ не ограничивается только преподаванием. Помимо этого я развиваю телеграм-канал и сайт ВУЦ и помогаю в организации патриотических волонтёрских акций.
За что вы получили президентскую награду?
Я помогал в МАИ организовывать различные экологические патриотические акции. Например, мы со студентами ВУЦ ездили в Дмитровский район, убирали территорию у памятника солдатам Великой Отечественной войны, высаживали клумбы. Ребята выполняли работу с энтузиазмом. Также были донорские акции и другие инициативы. Это способствует развитию у студентов дисциплины и чувства ответственности перед обществом и Родиной.
История – гуманитарный предмет. Зачем она инженерам?
История — это уроки прошлого, которые помогают не повторять ошибок. Для инженеров она особенно важна: они создают технологии, влияющие на общество. Знание истории развивает критическое мышление, позволяет видеть последствия решений. Это помогает внимательнее относиться к безопасности и пользе создаваемых инноваций.
Как вы ведёте свои лекции? Какие техники используете, чтобы заинтересовать?
В школьные и студенческие годы я играл в КВН, был капитаном команды, тренировал другие университетские команды. Сегодня умение создавать качественные шутки помогает мне приукрашивать занятия, делать их живыми. Помимо этого я уверен, что преподаватель должен не только передавать знания, но и воспитывать. Я стараюсь вдохновлять студентов, чтобы они уходили с лекций с мыслями для размышлений. История позволяет обсуждать решения, проводить параллели с настоящим. Если студентам интересно, они учатся лучше.
Что для вас самое ценное в жизни?
Жить честно и быть частью чего-то большего. Тогда будешь счастливым по жизни. В семье — хорошим сыном, отцом, мужем. В работе — ответственным, способным воспитывать таланты, делать добро для других. К событиям отношусь с благодарностью, даже к трудным — они учат.
Какой совет дадите студентам?
Не врать и не бояться. Если что-то идёт не по нутру, важно честно это признать и, если позволяют обстоятельства, скорректировать путь. Главное — не обманывать себя. Потому что предательство своего предназначения — самое разрушительное. Оно изнутри разъедает человека, словно гнилое яблоко: снаружи красивое, блестящее, с яркой кожурой, а внутри — пустота и горечь. Надломишь — и становится ясно, что оно непригодно. Так же и с жизнью: внешне она может выглядеть привлекательно — красивые фото, улыбки, успехи, а счастья внутри нет.