Преподаватель МАИ Тимур Гафитулин: «Инженер – это творец»
28 августа 2025
В современном инженерном образовании креативность и умение нестандартно мыслить становятся такими же важными, как и фундаментальные технические знания. Именно поэтому в институте № 14 «Передовая инженерная школа» Московского авиационного института студенты изучают курс «Креативные практики и теории решения изобретательских задач» (ТРИЗ). Его ведёт Тимур Гафитулин — специалист, который вырос в семье инженеров-изобретателей и сам стал продолжателем дела отца — одного из первых в стране мастеров теории решения изобретательских задач. В интервью Тимур Маратович рассказывает о том, как чувство юмора и психология помогают в преподавании, почему инженеру нужно быть творцом и что делает профессионалов этой области по-настоящиему счаствливыми.
Тимур Маратович, почему вы решили выбрать ТРИЗ?
Я родился и вырос в Жуковском, родители работали в ЛИИ им. М. М. Громова: оба окончили Казанский авиационный институт. Отец, Марат Семёнович, был инженером и руководил конструкторской бригадой, занимался изобретательством и имел авторские свидетельства. Он прошёл обучение у Генриха Альтшуллера, основателя ТРИЗ, и стал одним из первых мастеров в стране. Мама, Рашида Аюповна, работала в группе САПР — они занимались внедрением систем автоматизированного проектирования на первых моделях компьютеров
Можно сказать, что я вырос в авиационной и одновременно педагогической среде. Отец преподавал и даже защитил кандидатскую по педагогике. По отцовской линии у нас много учителей: бабушка, дедушка, тёти. Так что мой выбор был закономерен.
Вы ведь могли, например, построить собственный бизнес. Почему решили именно преподавать, делиться знаниями?
Бизнес я всё же строить пытаюсь, есть своя небольшая компания по разработке курсов. А насчет преподавания, наверное, это было неизбежно — и по семейной линии, и по интересам. Отец вёл кружок юных изобретателей в школе, и я видел, как он зажигает у ребят интерес.
Кроме того, в школе нас возили на профориентационные тесты. У меня выявили склонность к организаторской деятельности — советовали учиться на педагога или режиссёра. Второе удалось реализовать через школьный КВН, который даже спустя годы никуда не ушёл, мы до сих пор собираемся с ребятами: квартирниками, маленькими концертами. А окончив университет, я понял, что мне важно передавать знания, особенно в области изобретательства и креатива.
Как вы попали в МАИ?
С МАИ меня связывает давняя история. Я планировал здесь учиться и даже сдал вступительные экзамены, но в итоге поступил в МГУ на направление педагогической психологии — это оказалось ближе. Так я стал специалистом по программам обучения и развития.
После окончания МГУ мы с однокурсниками занимались проектами образования будущего в Сколково и АСИ, участвовали в масштабном проекте «Форсайт образования». Там мы познакомились с представителями ПИШ МАИ. Меня впечатлила их убеждённость в том, что современному инженеру нужны не только технические, но и гуманитарные знания. Мы долго обсуждали эту идею, и вскоре я получил приглашение провести в университете пилотные занятия по креативным практикам и основам ТРИЗ.
У нас с отцом есть многолетняя практика обучения инженеров и производственников креативности и ТРИЗ. Среди наших заказчиков — «РусГидро», «Норникель», НЛМК, «Северсталь» и другие корпорации. Я был рад, что сотрудники МАИ пригласили нас. Хотя поначалу сомневался: нужны ли эти методы студентам, ведь они разрабатывались для уже действующих инженеров? Но занятия показали: студентам интересно, и те, кто освоил практики, начинают по-новому мыслить и демонстрировать нестандартные подходы к задачам.
Вы используете креатив на своих занятиях? Как проходят пары?
Да, конечно. Из последнего: я дал студентам задачу придумать как можно больше способов применения гелиевого шара в комнате для научных экспериментов или практических целей. К моему удивлению, ребята очень быстро справились — они сразу начали предлагать проекты и даже проводить испытания: комнатная воздухоплавательная транспортная система, прибор для измерения скорости сквозняка, шарик-мишень для противодронных орудий и самое необычное — «шарики-держатели» для модной причёски.
Занятия я делю на два этапа. Первый посвящён техникам креативного и системного мышления — это инструменты для развития собственных идей. Второй — основам ТРИЗ: законам развития техники, работе с противоречиями и изобретательским приёмам.
Главная особенность курса в том, что он стоит «над» инженерной практикой: сначала нужно уметь быть инженером, владеть базовыми знаниями математики и физики, а уже потом применять методы изобретательства. Так как не у всех студентов есть практический опыт, курс рассчитан «на вырост» — он помогает со временем перенести теорию в реальные проекты.
Также студенты делали прогноз будущей авиационной техники и анализировали современные новинки — электросамокаты, робот-пылесосы, беспроводные наушники. Это позволяет сразу применять креативные приёмы на живом материале и видеть, как идеи становятся инженерными решениями.
Как креативное мышление помогает инженеру?
Креативность нужна инженеру на каждом шагу. В самом слове «инженер» заложен смысл «рождающий». Создавая новое, инженер придумывает альтернативную реальность техники и воплощает её в жизнь.
Но работа не заканчивается на идее. Нужно собирать модель, тестировать её, разбираться с данными, вносить правки. Прототипы проверяются пользователями, собирается обратная связь. Если проект «заработал», его масштабируют, запускают в серию, обучают операторов. На каждом этапе приходится искать новые подходы — и к технике, и к людям.
Креативность помогает сохранять мотивацию. Она даёт новые смыслы для себя и команды, особенно в периоды неудач, которые иногда затягиваются надолго.
Как студенты относятся к вашему курсу?
Судя по отзывам, им нравится возможность мыслить шире. Иногда они удивляются, что решение задачи лежит не в их специальности, а на стыке областей. Это открывает глаза.
Самое ценное — когда студенты приходят со своими проектами: конфигурация дронофермы, устройство для забора воды, дрон с откидной батареи.
Как вы применяете свой опыт психолога в обучении?
В психологии есть множество направлений, полезных для преподавания. Организационная психология, инженерная и психология труда помогают глубже понять деятельность оператора техники, вопросы эргономики, ведь мы создаём технику прежде всего для человека. Педагогическая психология, в одной стороны, позволяет создавать более интересные и вдохновляющие программы, с другой стороны, делать эти программы ориентированными на конкретный результат, управлять процессом усвоения знаний. А психология личности напоминает: каждый студент уникален и к каждому нужен свой подход.
Если инженер смотрит на мир через призму техники, то психолог — через призму человека и его потенциала. Моя задача — помочь студенту раскрыть этот потенциал.
Что нужно студенту, чтобы сдать у вас экзамен?
Во-первых, знать теорию креативного процесса и приёмы ТРИЗ — 40 приёмов нужно выучить наизусть. В самих приёмах заключена изобретательская мудрость — они позволяют понять, что ценно для изобретателя — получить максимум пользы минимальными затратами и как именно это делается.
Во-вторых, уметь решать нестандартные задачи, в том числе с помощью искусственного интеллекта. Языковые модели содержат алгоритмы АРИЗ, и студенты должны уметь правильно формулировать запросы, анализировать решения и видеть ошибки.
В-третьих, уметь прогнозировать развитие систем, видеть закономерности техники и направления её эволюции.
Хватает ли у вас времени на личную жизнь, чем любите заниматься в свободное время?
Да, вполне хватает, я окончил музыкальную школу, и музыка до сих пор важна для меня. Люблю рок, джаз, электронику. У меня есть коллекция аппаратуры: проигрыватели винила, катушечные и кассетные магнитофоны, CD-плееры.
Мне интересно слушать записи в том виде, как они звучали в своё время. Звук 70-х и звук 90-х — разные ощущения. Так же и в технике: старые механизмы помогают понять преемственность решений. На занятиях я приносил студентам аппаратуру 70-х, мы слушали пластинки — это был необычный опыт для них.
Что для вас самое ценное в жизни?
В общественном плане — семья и родина. У нас великое наследие, и важно ему соответствовать.
В личном плане — внутреннее напряжение, неудовлетворённость, неразрешённые задачи. Именно они двигают вперёд. Для творческой личности это главное.
Быть преподавателем — это не только делиться знаниями, это также требует большой эмоциональной отдачи. Что помогает восполнить внутренний ресурс?
Прогулки, очень люблю гулять, есть любимые места в разных городах: в Москве это, конечно, Моховая улица, где прошли мои студенческие годы, и комплекс МГУ на Воробьёвых горах. Любил бывать в Политехническом музее, жду его открытия.
Я бы посоветовал студентам обязательно побывать в наших подмосковных наукоградах — Жуковском, Королёве, Дубне, Черноголовке. Это особая атмосфера науки и инженерии. И, конечно, стоит заглядывать и в разные университеты: ВГИК, МГИМО, медуниверситеты, Сколтех. Студенчество — уникальное время для открытий.
Какой совет вы бы дали студентам?
Надо помнить, что инженер — это творец. Его способ существования — новые разработки. Счастье инженера в том, что его изделия работают и приносят пользу людям. Но путь непростой: конкуренция, ограничения, сопротивление среды. Чтобы всё это преодолеть, нужно верить в свой путь и иметь страсть к нему. Тогда хватит сил на любые препятствия.