«Мне нравятся сложные задачи»: преподаватель, учёный и инженер МАИ Денис Духновский – о своём пути в авиастроении
19 августа 2025
Вы – инженер в пятом поколении, эта профессия была среди тех, о которых мечтали в детстве?
Списка конкретных профессий, которые мне были бы крайне интересны, не было. Но, глядя на свою семью, я мечтал стать деятелем.
Мой прадедушка Николай Яковлевич Феста участвовал в запуске первого человека в космос – Юрия Гагарина.
Его отец Яков Людвигович Феста вместе со своим братом работал на Демидовских заводах на Урале. Яков Людвигович был техническим директором новых заводов, под его руководством осуществлялся переход предприятий с производства чугуна на производство стали.
Мой дедушка был крупным специалистом в области аналитического приборостроения. Бабушка и мама связали свою жизнь с химической промышленностью, автоматизацией процессов.
Я видел, насколько они поглощены своей работой, насколько это для них интересно. Поэтому в детстве мне хотелось приобщиться к чему-то подобному и что-то привнести в этот мир.
Как в вашей жизни появился МАИ?
Московский авиационный институт появился в моей жизни ещё до моего рождения, потому что мама и папа – маёвцы, окончили третий факультет (сейчас институт №3 «Системы управления, информатика и электроэнергетика»). Но они никогда не агитировали меня поступать в МАИ. До старших классов у меня даже была мысль о гуманитарном образовании в сфере управления. Но потом я понял, что хочу получить в первую очередь техническое образование, которое считаю фундаментальным для любого рода деятельности. Выбор пал на институт №1 «Авиационная техника» МАИ.
Почему выбрали авиастроение?
Мне всегда нравились сложные задачи. Я определил для себя две наиболее интересные сложные технические отрасли на стыке науки, техники и творчества: самолётостроение как одна из наиболее сложных отраслей машиностроения и фундаментальная физика, как вариант, ядерная. Как и любой мальчик, я всё-таки в хорошем смысле хулиган, а в самолётостроении романтики больше, чем в атомной энергетике, поэтому в итоге и выбрал это направление.
Что вы никогда не забудете из студенчества?
Разумеется, лётную практику на аэродроме Алферьево с проживанием на базе отдыха МАИ – в усадьбе Гончаровых в Яропольце. Это было прекрасное время и невероятные эмоции: в первую очередь, от управления летательным аппаратом, от ощущения безграничного неба над головой, от того, как откликается машина на те или иные команды управления. И всё это было подкреплено знаменитым маёвским братством, нашим товариществом, которое очень ярко проявлялось в свободное от лётной практики время.
Этот опыт как-то повлиял на ваше становление как профессионала?
Лётная практика утвердила и закрепила безграничную влюблённость в своё дело. То, что стараешься спроектировать, становится материальным, осязаемым и понятным: что это не просто набор чертежей, формул, графиков и расчётов, а реальный объект – живой, дышащий, вибрирующий, шумящий, выполняющий свои функции в соответствии с требованиями технического задания.
Помните, как впервые пришли к студентам преподавать?
Я хорошо помню свою первую лекцию, которую прочитал, ещё будучи студентом, по просьбе профессора МАИ Геннадия Павловича Фетисова. Она была посвящена изготовлению деталей с помощью литья по выплавляемым моделям. Геннадий Павлович – человек, которому я безгранично благодарен за то, что он поделился со мной знаниями не только по своей дисциплине, научной работе, но и по жизни. Занятие, которое я провёл, укрепило моё стремление заниматься преподавательской деятельностью.
Быть преподавателем трудно?
Я считаю, что это нетрудно, но в то же время и нелегко. Ведь важно не просто давать студентам материал сообразно главе учебника, но и проверять осознание пройденного материала. При этом указывать ребятам путь к пониманию облика современного инженера и достойного человека – это тоже одна из непростых задач, решение которой является необходимым.
Где находите вдохновение для работы и жизни?
Для меня вдохновение складывается из двух аспектов. Первый – люди, которые оставили значительный вклад в тех отраслях, где они трудились. Как я уже говорил, в первую очередь это мои родственники. Разумеется, это и такие великие люди, как Королёв, Поликарпов, другие легенды: философы, полководцы, учёные. Они вдохновляют, показывая, что при должном усердии, навыках и таланте нерешаемых задач не бывает.
Второй аспект – природа. Я помню один из дней, когда я окончательно понял, что хочу заниматься самолётостроением. Тогда по телевизору шла программа про птиц, и крупным планом показали заход на посадку очень крупной птицы, кажется, грифа. Тогда я разглядел, что у нас в самолётах крыло работает точно так же. Меня посетила мысль, что в природе многие задачи решены миллионы лет назад. А мы, люди, благодаря наличию интеллекта имеем потрясающую возможность догнать достижения природы. И мне очень захотелось принять участие в этой гонке.
Чем вы занимаетесь в свободное от работы время?
У меня очень мало свободного времени. Если всё-таки немного удаётся найти, посвящаю его своему увлечению историей. Мне интересно прослеживать закономерности исторических процессов и проводить некоторые параллели, наблюдать, как история развивается по спирали. Ещё я очень люблю автомобили. Мне нравится рассматривать технические решения в старых и современных автомобилях. Прослеживать тенденции, присущие изменяющимся технологиям. Также мне нравится привносить некоторые технические изменения в свой автомобиль и наблюдать за эффектом.
Что для вас главное в жизни?
Когда ты развиваешься сам и это развитие транслируешь на окружающий мир. Труд на благо близких и общества в целом – это то, что делает меня по-настоящему счастливым, чего искренне желаю каждому.