Михаил Погосян – о подготовке кадров для БАС: «Университеты должны быть активными участниками формирования прогнозов развития рынка и технологий»
15 августа 2025
Беспилотные авиационные системы стали одной из самых динамично развивающихся отраслей современной экономики, однако стремительный технологический прогресс обострил ключевую проблему — катастрофическую нехватку квалифицированных кадров. По данным отраслевых экспертов, уже сегодня дефицит специалистов в сфере БАС исчисляется десятками тысяч, а в перспективе ближайших пяти лет потребность в них возрастёт многократно. Можно ли оперативно решить проблему?
Этой острой теме была посвящена экспертная дискуссия «Система подготовки кадров для БАС: как успевать за обновлением технологий и требованиями рынка труда», состоявшаяся 15 августа в Сколково в рамках Международного форума по развитию беспилотных систем. Участие в ней принял ректор Московского авиационного института, член бюро Союза машиностроителей России, академик РАН Михаил Погосян, представивший комплексный анализ текущей ситуации и перспективных решений.
Только комплексный подход
В мероприятии приняли участие спецпредставитель президента России по цифровому и технологическому развитию Дмитрий Песков, ректор МГТУ им. Баумана Михаил Гордин, ректор «Университета 2035» Дмитрий Кайсин, ректор Российского университета транспорта Александр Климов и другие. Модератором дискуссии выступил заместитель министра науки и высшего образования РФ Дмитрий Афанасьев.
Согласно утверждённой Стратегии развития беспилотной авиации до 2030 года, кадровый вопрос признан системообразующим фактором. Михаил Погосян акцентировал внимание на том, что сегодня отрасль сталкивается с серьёзными вызовами. Необходимо одновременно закрывать текущий кадровый дефицит, прогнозировать будущие потребности и создавать образовательные стандарты под технологии, которые только появляются, но уже пользуются высоким спросом.
Среди ключевых проблем участники выделили нормативно-правовую рассогласованность. Особую остроту приобретает отсутствие, в частности, законодательно закреплённого статуса для критически важных профессий, таких как, например, оператор беспилотников весом более 30 килограммов. Ещё одной значимой проблемой является то, что динамика технологического развития существенно опережает скорость обновления образовательных программ. Это создаёт разрыв между академическими знаниями и практическими требованиями работодателей.
Московский авиационный институт уже предпринимает конкретные шаги для решения этих проблем. Университет реализует пилотные образовательные программы, включая подготовку внешних пилотов для беспилотных воздушных судов тяжёлого класса в Авиационном учебном центре (АУЦ) МАИ. Особое внимание уделяется разработке модулей по экономике беспилотных технологий и созданию междисциплинарных курсов совместно с промышленными партнёрами.
— Мы считаем, что основная задача университета — готовить комплексных инженеров, которые понимают весь жизненный цикл изделия. Продуктом сегодня является именно жизненный цикл изделия, а не отдельно производство самого БЛА или создание какой-то наземной инфраструктуры, или акцент на создание системы подготовки кадров. Должна проводиться комплексная работа, — отметил ректор МАИ Михаил Погосян.
Он добавил, что одним из важнейших направлений работы становятся практико-ориентированные форматы обучения будущих специалистов. МАИ в связи с этим активно развивает корпоративные кафедры с ведущими предприятиями отрасли, организует регулярные хакатоны и инженерные соревнования, а также обеспечивает студентам возможность прохождения стажировок на производственных площадках.
— Гибкость системы образования заключается не только в классических, базовых дисциплинах, но и в системе модульного образования, и мы в этом направлении активно работаем. В прошлом году, например, подготовили более 500 человек – специалистов сферы БАС, но я считаю, что потребность гораздо более широкая в этом направлении, – отметил академик РАН.
Среди перспективных направлений, требующих активного развития, была выделена и необходимость создания единого отраслевого стандарта квалификаций. Особое значение при этом приобретает развитие системы непрерывного образования, включая короткие программы переподготовки. Важной инициативой могло бы стать, в частности, формирование федерального реестра образовательных программ по БАС.
Ректор Московского авиационного института отметил, что несмотря на серьёзные вызовы в сфере БАС и огромную работу, которую предстоит проделать, у России есть уникальное окно возможностей для формирования одной из самых эффективных в мире систем подготовки кадров для указанной сферы. Ключевым фактором успеха при этом может стать способность образовательных организаций работать в логике опережающего развития, оперативно реагируя на любые изменения в технологической сфере.
— Я убеждён, что университеты должны быть активными участниками формирования прогнозов развития рынка и технологий. Ни одно министерство не сможет сделать это в одиночку. Это требует тесного взаимодействия образования, индустрии и регуляторов. Только так мы сможем создать действительно эффективную систему подготовки кадров для стремительно развивающейся отрасли БАС, – подытожил Михаил Погосян.