Преподаватель МАИ Дарья Пантюх: «Живёшь искренне — значит, уже лидер»
13 августа 2025
Неважно, чем вы занимаетесь — учитесь в университете, работаете в корпорации, запускаете бизнес или только ищете себя. Рано или поздно каждый задаётся вопросами: кто я, куда иду, почему не получается что-то реализовать и как не потерять себя в этом мире. В такие моменты очень важно иметь рядом друга, который поможет советом. И лучше — когда это опытный наставник. Такой, как Дарья Пантюх — руководитель проектов в дирекции «Цифровая кадровая платформа» МАИ, преподаватель института № 14 «Передовая инженерная школа», эксперт проекта «Наставничество-307», коуч и бизнес-психолог. У неё четыре высших образования, десятки реализованных проектов и сотни студентов, которым она помогла раскрыть потенциал. В интервью Дарья Витальевна рассказывает, что помогло ей построить карьеру руководителя и коуча, как психология помогает создавать успешный бизнес и почему всё всегда начинается с желания.
Дарья Витальевна, как вы оказались в МАИ?
Я попала в МАИ совершенно случайно: меня пригласили принять участие в стратегической сессии с ректором в 2022 году. Стратегическая сессия — это мероприятие, где сотрудники и руководители планируют стратегию развития разных направлений и формируют тактический план действий. Мероприятие меня очень впечатлило. Чуть позже я стала ведущим экспертом в проекте «Топ-100» — платформе для развития лидерских качеств студентов.
МАИ для меня особенное место в частности потому, что моя мама окончила институт № 5 «Экономика и менеджмент высокотехнологичной индустрии», а дедушка был связан с авиацией — он служил лётчиком-истребителем и участвовал в Великой Отечественной войне. Думаю, это судьба.
Как складывалась ваша карьера?
У меня четыре высших образования. Первое я получила в Намибии, где жила с родителями. Мой папа — дипломат, и его направили туда по работе. Там я поступила в Университет Намибии на факультет бизнес-менеджмента. После обучения вернулась в Россию и поняла, что пока не определилась с будущей профессией.
Мне было 18, и я решила попробовать себя в автомобильном бизнесе. Начала работать в Техническом центре «Кунцево»: сначала — секретарём-переводчиком, там постепенно росла и вскоре стала управляющим директором. Наша команда стояла у истоков запуска Mazda в России. Под моим руководством техцентр стал первым официальным дилером японского бренда здесь. Это был захватывающий опыт — молодая команда и максимум энтузиазма.
Почему решили учиться дальше?
Опыт с Mazda показал, что у меня получается: управлять, собирать команду и помогать людям расти. Поэтому я решила получить второе образование и поступила в магистратуру Московской академии предпринимательства на факультет менеджмента. Позже окончила Всероссийскую академию внешней торговли по программе «Магистр делового администрирования» — магистерской бизнес-программе с акцентом на практические навыки управления компаниями, чтобы систематизировать знания. Моё последнее образование — Московский институт психологии, факультет психологии.
Как вы пришли к деятельности коуча и преподавателя?
Всего за свою карьеру в автобизнесе я управляла тремя дилерскими центрами — Mazda, Hyundai и Volvo. У меня была большая дружная команда, которая шла со мной к стабильным результатам в неизменном составе пятнадцать лет. Этот опыт убедил меня: бизнес делают люди.
Сегодня я руковожу консалтинговой компанией, которая работает с топ-руководителями и их командами. Моя задача — развивать руководителей и помогать им создавать крепкие и эффективные коллективы. Я также консультировала практически все автомобильные бренды — Mercedes, BMW, Audi, Škoda, Hyundai и другие — до того, как они покинули российский рынок.
Позже я осознала, что наше будущее — и будущее страны — за молодёжью. Мне стало важно вкладываться в их развитие и передавать свой опыт. Так я стала преподавателем для будущих лидеров.
Какой предмет вы ведёте в МАИ?
Я преподаю курс «Профессиональное развитие и лидерство в индустрии» в институте № 14 ПИШ. Он посвящён развитию лидерских качеств и проактивной позиции в профессиональной жизни. Это скорее тренинг, чем традиционная лекция: мы много практикуем, пробуем, учимся на опыте.
Мне важно, чтобы всё, что мы проходим, не оставалось на уровне знаний, а переходило в навык. Например, когда мы разбираем, как давать обратную связь, сразу пробуем это на реальных ситуациях.
Почему инженеру важно изучать ваш предмет?
Я убеждена: лидерство — это не профессия, а образ жизни, стиль мышления и отношения к миру. Живёшь искренне — значит, уже лидер. Мой предмет помогает инженеру по-новому взглянуть на себя и на коллег, быть проактивным и понимать, что многое зависит именно от него — как в рабочих процессах, так и в команде. Лидерство здесь понимается не как должность, а как активная позиция, умение управлять собой, взаимодействовать с другими и осознанно строить профессиональную траекторию.
Как психологическое образование помогает вам в работе? И в бизнесе, и в преподавании?
Психологическое образование помогает мне видеть и понимать людей, находить к ним подход. Я могу определить, какие у человека сильные стороны, как их лучше использовать в команде, какой функционал ему подойдёт, что его мотивирует и как вовлечь его так, чтобы вместе мы достигали больших результатов. Для меня, как для руководителя важно выстраивать работу так, чтобы у человека каждое утро горели глаза, когда он приходит на работу.
Этот опыт помогает и в работе со студентами — ведь мы все разные и уникальные. Моя задача как преподавателя — заинтересовать, увлечь, воодушевить и передать все знания и опыт, которые у меня есть. По сути я создаю условия в которых ребята могут развиваться, а воспользуются они ими или нет — это уже их выбор. Конечно, мне очень хочется, чтобы в нашей стране появлялось как можно больше настоящих проактивных лидеров, которые смогут менять отрасль и мир.
Вы упомянули проект «Топ-100» в МАИ. Расскажите о нём подробнее.
Это проект, где студенты МАИ учатся быть лидерами, прокачивают навыки общения и управления, пробуют себя в новых ролях и строят собственный карьерный маршрут. Здесь соединяются возможности университета, опыт индустрии и амбиции участников. Всё это — через практику, поддержку наставников и понятную систему. Сегодня у студентов гораздо больше возможностей, чем в мои годы, и я вижу, как ребята на «Топ-100» серьёзно думают о будущем и задают важные вопросы.
Чем любите заниматься в свободное время?
Я много читаю, слушаю подкасты и смотрю интервью. Обожаю общаться с искусственным интеллектом — обсуждать тренинги, сценарии сессий, это действительно интересно. Сегодня он один из ключевых членов моей команды: мы вместе планируем лекции упражнения, придумываем и разрабатываем кейсы для отработки навыков. Я обсуждаю с ним свои идеи, погружаюсь глубже в профессиональные и лидерские темы. Иногда даже прошу его провести для меня коуч-сессию.
Люблю проводить время с семьёй. Летом мы часто садимся в машину и едем путешествовать — к воде, на природу, чтобы сменить обстановку и набраться сил.
Есть ли место, куда вы особенно хотите вернуться?
Очень хочу вернуться в Южную Африку, в Намибию — там прошло моё детство: океан, лето, друзья, первая любовь…. А ещё я люблю Байкал — место силы и невероятной красоты. Была там и зимой, и летом, и каждый раз уезжаю оттуда полной энергии.
Что для вас сегодня самое ценное?
Люди и отношения. Моя семья. Раньше я гналась за результатами, сейчас важнее быть вкладом в других, видеть их рост и развитие. Это — настоящее счастье.
И напоследок: какой совет вы бы дали студентам?
Живите по-настоящему. Не ради оценок, статусов или галочек, а потому что вам интересно и важно. Будьте честны с собой, даже если страшно или тяжело. Именно там, где страшно, вы и растёте.