Звук ракет и бит танцпола: студент МАИ – о «двойной жизни» инженера-диджея
7 августа 2025
Мечтать о большой сцене, писать треки с жёстким битом и проектировать ракетно-космические комплексы? Проще простого – всё это удачно совмещает Марк Ивченко, студент пятого курса института № 6 «Аэрокосмический» МАИ, обучающийся по специальности «Проектирование медико-технических и жизнеобеспечивающих систем ракет и ракетно-космических комплексов». В свободное от учёбы время он регулярно выступает диджеем и не раз помогал создавать настроение на маёвских мероприятиях. В интервью Марк рассказал, как построить карьеру, не жертвуя хобби и почему «зажечь» в аудитории сложнее, чем в клубе.
Ты учишься в МАИ на серьёзной технической специальности, но при этом выступаешь диджеем. Как так вышло, что в твоей жизни сочетаются инженерия и музыка – казалось бы, несочетаемые вещи?
Я большой и давний фанат сериала «Теория большого взрыва», и один из моих любимых персонажей — Говард. Он был аэрокосмическим инженером, и, в частности, занимался разработкой системы удаления отходов для МКС. Его работа и вдохновила меня поступить в МАИ, в 6-й институт, на кафедру 614, где изучают проектирование медико-технических и жизнеобеспечивающих систем ракет и ракетно-космических комплексов.
А музыка появилась в моей жизни, когда я понял, что нужен хороший способ разгружаться после занятий. Я вообще считаю, что у каждого человека должно быть хобби — занятие, которое помогает переключиться. То, что вдохновляет на новые свершения. У меня такую роль играет музыка.
С чего для тебя начался путь диджея? Помнишь своё первое выступление?
Музыкой я увлекаюсь с детства — всё началось ещё в седьмом классе, когда я впервые попробовал играть на гитаре. С тех пор мне хотелось глубже разбираться в музыке. Позже я заинтересовался диджеингом. Сначала меня немного обучил друг, а дальше уже смотрел ролики в интернете, спрашивал советы у знакомых диджеев, постепенно набирался опыта.
Если говорить про моё первое выступление, то прошло оно в усадьбе Гончаровых — мы организовывали мероприятие для первокурсников в рамках профбюро 6-го института. Помню, как сильно переживал: боялся, что что-то пойдёт не так. Но ребятам всё понравилось: они активно танцевали и вовлекались в происходящее, так что я остался доволен.
Кто или что сформировало твой музыкальный вкус? Когда ты почувствовал, что у тебя появилось то самое «музыкальное чутьё»?
Это был долгий процесс, вкус формировался постепенно. Я бы не сказал, что у меня какое-то особенно развитое чутьё по сравнению с другими — музыкальные предпочтения вообще штука очень индивидуальная, как вкусы в кино или еде. Наслушанность – вот что меня отличает. Когда ты диджей, приходится постоянно перебирать тысячи треков, чтобы найти реально классные композиции. Это и есть большая часть «невидимой» работы.
А если говорить о конкретных примерах, то в моём плейлисте можно найти всё: от лиричных композиций до жёсткого техно и агрессивного uptempo. Из спокойного и мелодичного нравится AVAION, Chris Luno, ONL, RÜFÜS DU SOL. А если что-то более тяжёлое и энергичное — Holy Priest, elMefti, Fantasm, Dimitri K. Думаю, именно широкий диапазон прослушанного со временем и сформировал мой вкус.
Поддерживают ли преподаватели и одногруппники твоё увлечение?
Среди одногруппников есть те, кто искренне поддерживает и интересуется моим творчеством. Конечно, не всем близка моя музыка — вкусы у всех разные. А вот преподавателям я стараюсь об этом не рассказывать. Всё-таки люди бывают разные — кто-то отнесётся с пониманием, а кто-то может посчитать, что я отвлекаюсь от учёбы и недостаточно погружён в специальность. Чтобы избежать лишних вопросов, предпочитаю не распространяться.
А в каком стиле ты играешь?
Моё творчество довольно разноплановое. В рамках основного проекта Marc Newy я выпускаю более попсовую электронную музыку — без привязки к определённому жанру.
Кроме того, у меня есть два параллельных проекта, пока они не выложены на площадках. Один посвящён более тяжёлому звучанию — Hard Techno, второй — концептуальной электронной музыке в стиле Indie Dance и Organic House.
Есть ли трек или сет, который ты сделал специально для выступлений в МАИ?
Такого нет, каждое мероприятие уникально: своя тема, своя аудитория. Я всегда стараюсь подбирать треки под настроение публики и конкретный формат, но это не значит, что каждый раз всё проходит идеально. Угадать настроение публики довольно сложно — тут выручает только опыт. Понимание «психологии танцпола» приходит с годами: в один день ты можешь буквально с первой минуты «разогнать» зал, а в другой — приходится нащупывать ритм и держать аудиторию на плаву.
Но у меня был опыт выступлений на мероприятиях в МАИ — например, на Дне России, турнире по тетрису, Дне молодёжи и других мероприятиях. Я всегда рад выступить в стенах родного вуза, поэтому имейте в виду!
Где сложнее «зажечь»: в студенческой аудитории или в клубе?
Зажечь в клубе — это сиюминутный эффект: ты дал людям яркие эмоции здесь и сейчас. А в аудитории — совсем другое. «Зажечь» здесь – значит, добиться результата: разобраться в сложных темах, показать себя на семинарах, заслужить уважение преподавателей и в итоге хорошо сдать сессию. Это требует времени, настойчивости и регулярной работы. Поэтому я бы сказал, что в вузе зажечь гораздо сложнее — эффект от усилий приходит не сразу, но он более устойчивый и значимый.
Бывает, что музыка отвлекает от учёбы? Как тебе удаётся сохранять баланс?
Если музыка правильно подобрана, она не мешает, а наоборот — помогает сосредоточиться или зарядиться. Тут почти так же, как с подбором треков для публики — только теперь нужно почувствовать своё настроение. Если мне нужно сосредоточиться, я включаю Organic House, который создаст приятную атмосферу и не будет отвлекать резкими переходами или тяжёлыми звуками. А если не хватает энергии, то включу UK Dubstep или Techno. Главное — уметь чувствовать момент и понимать, что тебе сейчас нужно.
Есть ли у тебя ритуалы перед выходом на сцену и были ли у тебя неудачные выступления?
Да, я стараюсь приехать на площадку хотя бы за полчаса до начала. Это даёт время почувствовать атмосферу, посмотреть на аудиторию и в голове выстроить примерный сценарий выступления.
Конечно, не всегда всё идёт по плану. Например, однажды я выступал на открытом мероприятии, было очень жарко, и буквально через минуту после начала мой ноутбук перегрелся. Звук начал «сыпаться», всё зависло — и продолжать сет было уже невозможно. Меня пришлось срочно заменять другим артистом. Ситуация неприятная, но поучительная. Тогда я понял, насколько важна не только техника игры и понимание публики, но и надёжность оборудования. С тех пор стараюсь обновлять свою технику, чтобы минимизировать такие риски. Диджеинг — это ещё и про ответственность, инвестиции в себя и подготовку к разным условиям.
Мечтаешь ли ты о большом фестивале, на котором хотел бы выступить?
Конечно! Было бы здорово выйти на сцену таких фестивалей, как Tomorrowland или Electric Daisy Carnival (EDC). Но сейчас моя главная цель — найти свою аудиторию, с которой мы будем на одной волне.
А как ты представляешь своё профессиональное будущее?
Честно говоря, у меня пока нет окончательного ответа. Я не чувствую, что должен прямо сейчас выбирать один путь и отказываться от другого. С одной стороны — у меня есть интерес и образование в аэрокосмической сфере, с другой — музыка занимает важное место в моей жизни, и диджеинг уже давно перестал быть просто хобби.
Я бы не сказал, что мне что-то мешает сделать выбор — просто пока нет такой необходимости. Возможно, в будущем я смогу совмещать и то и другое, а может, жизнь сама подскажет, куда стоит двигаться. Главное — чтобы то, чем я занимаюсь, приносило удовольствие.