Кодинг нового уровня: студентка МАИ создала 3D-игру для обучения детей программированию

28 июля 2025
Кодинг нового уровня: студентка МАИ создала 3D-игру для обучения детей программированию Фото: Пресс-служба МАИ / Личный архив

IT-профессии с каждым годом становятся всё популярнее. Сегодня, например, в топ самых востребованных специалистов входят DevOps-инженеры, Data-сайентисты, разработчики, тестировщики, аналитики. Высокий спрос мотивирует людей осваивать сферу, сулящую стабильный доход и перспективы роста. Однако путь в IT начинается с непростого этапа – изучения программирования, которое требует немало времени и усилий. Особенно трудно делать первые шаги тем, кто хочет начать обучение в юном возрасте, чтобы к моменту поступления в вуз уже иметь серьёзную базу и конкурентное преимущество. 

Так как же сделать процесс обучения не только эффективным, но и увлекательным? Решение этой задачи нашла студентка Ступинского филиала Московского авиационного института Виктория Кондрашова — разработала 3D-игру, которая в интерактивной форме знакомит подростков с основами C# и работой в Unity. Подробнее о проекте – в интервью.

Виктория, как родилась идея создать 3D-игру для обучения детей программированию?

Я давно хотела сделать проект в виде игры, но долго не могла определиться с форматом. Когда начала искать и просматривать материалы об играх  на разных платформах, больше всего меня заинтересовал 3D-формат. Тогда и появилась идея создать обучающую игру, которая бы наглядно помогала детям осваивать программирование, ведь нетривиальных полезных образовательных материалов сейчас очень мало, а потребность в них растёт.

В чём основная задумка игры? Какие навыки дети получают в процессе?

Основная цель — ввести детей в основы программирования на языке C# и познакомить с игровым движком Unity в увлекательной форме. В процессе игры они осваивают базовые алгоритмы, учатся логически мыслить и получают представление о том, как устроены принципы программирования и разработки.

Ты занималась разработкой 3D-игры одна или это командный проект? Сколько времени прошло от идеи до создания первого прототипа игры?

На разработку этого учебного пособия у меня ушёл примерно год. Это мой личный проект – всё придумывала и реализовывала самостоятельно. Правда, иногда приходилось заниматься этим урывками – после пар, когда оставалось время, или во время каникул. Было непросто, но мне очень хотелось доделать игру. 

Можешь подробнее рассказать о сценарии игры – что она из себя представляет и с какими трудностями столкнулась в процессе разработки?

Игра выполнена в формате симулятора готовки. Игрок получает заказы с рецептами и должен за ограниченное время приготовить нужные блюда и отдать их. Цель — успеть выполнить как можно больше заказов. Такой формат показался мне наиболее наглядным и увлекательным, особенно для тех, кто делает первые шаги в программировании.

С технической точки зрения это выглядит следующим образом: есть определённый набор скриптов (файлы с кодами), в них на языке C# пишется код, который отвечает за действие того или иного игрового объекта. Например, за управление главным героем игры, его взаимодействием с едой или плитой (коды отвечают, например, за передвижения у объектов – вправо или влево, возможность что-то взять или положить и так далее). Каждый код записывается в скрипте, а далее на игровом движке Unity скрипт как бы привязывается к персонажу. И так построена вся игра. То есть человек сам прописывает действия, которые нужно совершить его персонажу, а затем даёт указания своему герою их выполнять. Так и происходит обучение программированию.

Работа над проектом началась с проработки идеи и базовой механики. Затем я добавила главное меню, окно паузы и настроек, а уже в конце — перевод интерфейса на русский язык. Сложностей было немало: особенно трудно было найти подходящие 3D-модели, музыку и звуковые эффекты с открытой лицензией. Ещё одной трудностью стал перевод интерфейса на русский язык. Но, к счастью, удалось найти подходящие методические материалы, которые помогли решить проблему. 

Была ли твоя игра уже как-то отмечена — на конкурсах или профильных мероприятиях?

Да, в апреле я представляла проект на Всероссийской молодёжной научно-практической конференции «Колачёвские чтения» и заняла первое место в секции «Информатика». 

Планируешь ли ты развивать проект дальше? Уже поступали предложения от разработчиков игр?

Да, хочу сделать бесплатный интерактив о разработке игры, чтобы делиться опытом. Сейчас я открыта к новым предложениям и возможностям сотрудничества — уверена, что проект может быть полезен и интересен специалистам.

Отлично, с игрой полностью разобрались. А теперь давай поговорим о твоей жизни вне проекта: чем ещё ты увлекаешься, кроме программирования?

Я перешла на четвёртый курс в Ступинском филиале МАИ по направлению «Информатика и вычислительная техника». Свободное время мне нравится проводить за чтением художественной литературы. Мои любимые авторы — Стивен Кинг, Говард Лавкрафт и Агата Кристи.

Интересно, что в компьютерные игры я играю не так часто — не хватает времени: учёба занимает основную часть дня, а в свободное время хочется отдохнуть от экрана. Но именно желание понять, как они устроены изнутри, и подтолкнуло меня к разработке. Меня больше увлекает техническая сторона — например, как взаимодействуют придуманные коды между собой, как написать их так, чтобы ничто не ломалось.

Что тебе больше всего нравится в учёбе? Есть ли любимые предметы или преподаватели, которые повлияли на тебя и твой проект?

Больше всего в учёбе мне нравится общение с преподавателями, которые не просто дают материал, а делятся своим жизненным опытом и тонкостями профессии. Из всех предметов за время учёбы мне больше всего понравилась «Схемотехника» и «Основы ЭВМ».

Когда я впервые показала свой проект преподавателям, получила не только одобрение, но и поддержку и заинтересованность в проекте. Именно это придало мне уверенности и помогло не опустить руки, когда было особенно сложно. Было приятно осознавать, что идея получила такие положительные отклики.

Как ты представляешь свою карьеру после МАИ? Есть ли интерес продолжать заниматься образовательными проектами в сфере IT?

После окончания МАИ хочу продолжать работать над IT-проектами (не только собственной 3D-игрой) — возможно, это будут другие игры или Android-приложения, мне всё интересно. И если будет возможность продолжать развивать образовательные инициативы — я с удовольствием продолжу.

В этот день было

Совершил посадку спускаемый аппарат космического корабля «Союз ТМ-2»
Советские космонавты совершили выход в открытый космос
С космодрома Байконур осуществлен пуск ракеты-носителя «Протон-К»