В МАИ, с душой, по-испански: формула успеха преподавателя Лоренсо Гойкочеа Моралеса

17 июня 2025
В МАИ, с душой, по-испански: формула успеха преподавателя Лоренсо Гойкочеа Моралеса Фото: Пресс-служба МАИ / Личный архив

Лоренсо Гойкочеа Моралес Бенхамин — не просто старший преподаватель испанского на кафедре И-11 «Иностранный язык для аэрокосмических специальностей» Московского авиационного института, а человек, чья жизнь напоминает яркий калейдоскоп увлечений, ставших профессией. В интервью он поделился своей историей — рассказал о пути от мечтательного мальчишки, влюблённого в футбол и звёзды, до уважаемого педагога, который вот уже более 30 лет учит студентов не только языку, но и особому отношению к жизни — страстному, искреннему и наполненному творчеством.

Лоренсо, где вы учились и почему выбрали это направление?

Я приехал из Перу, чтобы получить качественное высшее образование – в 1980 году я выиграл грант на обучение в СССР. Поступил в РУДН на инженерный факультет. В итоге стал не только инженером и соискателем научных работ, но ещё и дополнительно получил диплом преподавателя русского языка и переводчика с русского на испанский. По окончании обучения я уехал в Перу и в течение 4,5 лет работал по всем полученным специальностям, в том числе инженером-геологом, преподавателем русского языка в институте «Перу-СССР», а также в качестве переводчика для советских инженеров в рамках проекта по строительству первого метро в городе Лима. 

После этого уехал в Женеву, где работал в UNDRO — «Организации по оказанию помощи стихийных бедствий Организации Объединённых Наций» под руководством советского специалиста Николая Соломатина. Поскольку в России меня ждала семья, в 1992 году я вернулся и стал преподавать в РУДН испанский язык на филологическом факультете. 

Как вы оказались в Московском авиационном институте?

Моя душа всегда тянулась к чему-то большему. С пяти лет я жил космосом: мечтал о звёздах, знал всё о Юрии Гагарине – он был моим кумиром, символом мужества. Именно его пример вдохновил меня в детстве стремиться к знаниям и добиваться своей цели – получить грант на обучение на родине первого космонавта. Поэтому, когда в 2010 году появилась возможность пойти преподавать в МАИ, я понял — это судьба. Особенно трогательно для меня, что я провожу занятия в 24-м корпусе, где установлен памятник Юрию Гагарину. Каждый раз, проходя мимо него, я ощущаю радость от воплощения в жизнь своей детской мечты.

А почему решили стать преподавателем? 

Потому что преподавание — это не просто передача знаний, а умение вдохновлять. У меня всегда была тяга к обучению других. Например, когда я увлёкся футболом и понял, что у меня есть определённые способности, мне сразу захотелось делиться этим — не просто техникой, а самой страстью к игре. Тогда я осознал, что хочу быть максимально полезным. Этот принцип — «быть полезным как можно больше» — стал одним из моих главных жизненных девизов.

Расскажите, чем вас так захватил футбол?

В детстве я мечтал стать профессиональным футболистом. Я жил этим: сначала дворовые матчи, затем свой детский футбольный клуб, который мы создали с друзьями, первые победы, которые требовали большой отдачи. Потом я начал играть за вторую лигу Перу, но травма всё перечеркнула. Однако футбол не отпустил – я до сих пор комментирую матчи. Работаю в прямом эфире с ведущих стадионов Москвы и России: «Лужники», «ВТБ Арена» ЦСКА, «Динамо», стадионы «Спартака» и «Локомотива». Работая в МАИ, я внимательно слежу за спортивной жизнью университета. Приятно видеть студентов, которые серьёзно занимаются спортом. Среди них тоже есть настоящие спортсмены. 

Зачем, по вашему мнению, студентам МАИ нужен испанский язык?

Студенты МАИ могут использовать испанский и в профессиональной сфере, и для личного роста. Я уверен, что изучение языка открывает новые горизонты перед специалистами любых профессий, помогает глубже понимать культуру стран, где на нём говорят. 

Как вы поддерживаете интерес студентов к своей дисциплине?

Как носитель испанского языка, я могу преподавать студентам не только грамматические правила, но и живое звучание языка, его культурные особенности и современные разговорные выражения. Я обожаю делать занятия нескучными – мы с ребятами разыгрываем диалоги, иногда даже шутим на испанском. Ведь язык – это же не сухие правила, а живое общение!

Помимо этого я активно использую музыку на занятиях, потому что сам уже больше 50 лет играю на гитаре и знаю: пение — это не просто творчество, а мощный инструмент обучения. Через музыку язык становится живым и эмоциональным. 

А чем любите заниматься в свободное время?

Музыкой! Многие в России знают меня как «Лоренсо де Чосика» – это мой музыкальный псевдоним, взятый в честь родного города. Музыка в моей семье – традиция: дед – скрипач, мама – сопрано. Гитара — моя вторая любовь после испанского, я научился на ней играть после того, как пришлось оставить карьеру футболиста. Помимо этого я пишу и исполняю песни. Кстати, 17 июля у меня будет концерт в Библиотеке иностранной литературы им. М.И. Рудомино, посвящённый Дню независимости Перу.

Что нужно сделать студенту, чтобы сдать у вас зачёт?

— Главное — тетрадь. Не просто конспект, а «друг», где всё разложено по полочкам: грамматика, лексика, примеры. Если студент вложил в неё душу, он уже на полпути к успеху.  

Какое испанское слово кажется вам самым красивым и почему?

Первое слово, которое приходит на ум — «regocijarse». Оно означает «радоваться от души», без всякого лицемерия. Это не просто радость потому, что наступил новый день, а глубокая, искренняя эмоция, будто сердце поёт. В нём есть что-то праздничное, но в то же время умиротворяющее. 

Какой совет вы бы дали студентам? 

Уделяйте языку хотя бы 30 минут в день — но с душой. Пользуйтесь интернетом для добывания знаний. Слушайте песни, смотрите фильмы, читайте про то, что вас волнует. И никогда не останавливайтесь: если не понимаете — ищите, спрашивайте, добивайтесь. Как в футболе: гол забивают только те, кто идёт вперёд.

В этот день было

Впервые в истории совершен беспосадочный кругосветный перелет на аэростате в одиночку
Состоялся первый полет первого серийного штурмовика Су-25
Первый полет прототипа противолодочного самолета Ту-142