«Иногда было тяжело учиться»: преподаватель МАИ Мария Черкасова – о пути к профессии через творчество Стругацких
21 мая 2025
Кто бы мог подумать, что однажды прочитав правильную книгу, можно определиться с будущей карьерой. Именно это случилось с доцентом кафедры 801 «Физика» Московского авиационного института Марией Владимировной Черкасовой. Кто поддержал её интерес к изучению точных наук, когда это было так необходимо, и как теперь она оценивает свой случайно-неслучайный выбор – обсудили в интервью.
Мария Владимировна, правда ли, что педагоги – это люди, которые любят не только учить, но и учиться?
— Вы знаете, иногда мне тоже было тяжело учиться, хотя учителя в школе меня хвалили. Говорили, например, что точные науки – это моё, поскольку у меня совершенно чёткое логическое мышление. В целом учёба всегда давалась спокойно, хотя отдельные разделы математики были не очень любимыми.
Был ли у вас любимый педагог?
— Да, в школьные годы был любимый учитель – по физике. Он – энтузиаст своего предмета. До сих пор помню, как в седьмом классе, начитавшись книг Стругацких, я пошла к нему выяснять, что такое плазма. Он так увлечённо обо всём рассказывал, что я просто влюбилась в физику. Думаю, это сыграло ключевую роль в моём становлении в профессии. Несмотря на то, что после, в университетские годы, я изучала очень много всего интересного, придя на работу в МАИ в итоге выбрала кафедру физики и на её базе, в частности, начала работать с теорией плазмы.
А почему именно МАИ? Как вы сюда попали?
— Мой отец окончил второй институт МАИ, тогда ещё факультет двигателестроения. Он хотел, чтобы я пошла по его стопам. Правда, ему хотелось, чтобы я стала именно прикладным математиком. Я реализовала его мечту. Но в итоге, проявив себя в физике, по окончании университета в 1988 году была распределена на соответствующую кафедру. Так и осталась тут.
Наверняка у вас была возможность выбрать только науку, без преподавания. Почему решились работать с молодёжью? Это ведь совсем не просто.
— Как-то мне показали электронный тест, оценивающий способности человека к той или иной деятельности (в 1990-е это было ещё редкостью). Когда я ответила примерно на 200 вопросов, оказалось, что моей областью деятельности является педагогика. Я решила попробовать себя на подготовительных курсах, потом со студентами и школьниками. Так и втянулась. Радостно видеть, что ученик понял материал, и здорово, когда приходят благодарить и здороваются спустя годы.
Не уходя далеко от предыдущего вопроса: а могли бы вы сегодня круто изменить свою жизнь и отказаться от педагогики? Если да, что должно для этого произойти?
— Это может случиться, только если обучающиеся совсем перестанут интересоваться предметом и будут заниматься только для галочки.
О вас очень много хороших отзывов в сети. В первую очередь ребята пишут о том, что вы никогда не ругаетесь и готовы помочь в любой момент. Как вам удаётся быть такой открытой?
— Я просто стараюсь донести знания до каждого студента, видеть в каждом личность, пусть иногда не совсем ещё сформировавшуюся.
Что вы считаете самым сложным в своей профессии?
— Самое сложное – быть всегда в тонусе и демонстрировать ровное и хорошее настроение независимо ни от чего.
Откуда студентам брать мотивацию? Знаете ли вы какой-то секрет?
— Личная мотивация будет у студента тогда, когда он уверен в завтрашнем дне. Когда он поступает на ту специальность, которая соответствует его стремлениям, а не туда, куда проще поступить. Постоянная работа над собой очень сложна, но иначе невозможно стать настоящим специалистом.
Мария Владимировна, а признайтесь нам, о чём мечтает преподаватель физики?
— Преподаватель физики мечтает, чтобы все студенты с утра бежали на его лекцию.
У вас остаётся свободное время? Чем любите заниматься, кроме работы?
— Я люблю свою профессию, никогда не жалела о сделанном ещё в школьные годы выборе. Конечно, сейчас она занимает очень много времени. Восстанавливаю силы обычно за приготовлением чего-нибудь вкусного или на даче – когда сажаю цветы.