Уже через 5-10 лет? В МАИ рассказали о первом возможном маршруте аэротакси
17 февраля 2025
«Это завтра наступит очень быстро», — заявил глава Минтранса России Роман Старовойт, отвечая на вопрос агентству ТАСС о возможности появления в ближайшем будущем отечественного аэротакси. Министр отметил, что власти страны поддерживают развитие высокотехнологичных проектов и напомнил, что прототипы таких необычных транспортных средств уже существуют.
В какие сроки возможно начать серийное производство аэротакси, в том числе российских, и на какой сегмент потребителей они будут ориентированы — своим мнением с порталом Газета.ру поделился главный конструктор Центра «Беспилотные летательные аппараты» Дирекции «Аэромобильность» Московского авиационного института Максим Калягин.
Вопрос безопасности?
Специалист по беспилотным летательным аппаратам заметил, что сегодня в мире существует более 200 проектов аэротакси. Часть из них на стадии испытательных полётов, часть — обыкновенные прототипы, которые вряд ли когда-то смогут взлететь по тем или иным причинам, а ещё часть уже активно используется в качестве развлекательных аттракционов. Но говорить о полноценном введении в эксплуатацию подобных летательных аппаратов пока преждевременно. Сперва необходимо убедиться в безопасности нового транспорта и, конечно, подготовить нормативно-правовую базу для его внедрения. Наряду с этим нельзя исключать и экономический момент — поначалу даже самые быстрые перевозки будут стоить очень дорого, что, конечно, не способствует быстрому набору популярности.
— Применение в качестве транспортного средства сдерживается стоимостью перёлета для пассажира и необходимостью сертификации. Определение маршрутов, на которых может работать аэротакси, — также непростая задача. Дирекция «Аэромобильность» МАИ провела ни одно исследование в области разработки и применения аэротакси. И пока есть понимание, что его запуск должен осуществляться в первую очередь по так называемым полезными маршрутам — например, из одного аэропорта в другой. Для таких маршрутов, если применять мультимодальную модель перевозки, стоимость перелёта может быть значительно снижена, — указал на полезность применения нового транспортного средства Максим Калягин.
Что же касается непосредственно сроков презентации отечественных аэротакси, то это может произойти, как сказал Роман Старовойт, действительно, в ближайшее время. Конечно, не завтра, но в обозримом будущем — ближайшие 5-10 лет.
— Но уточню ещё раз: основные проблемы заключаются именно в части регуляции полётов — сертификации беспилотных летательных аппаратов для движения в несегрегированном (не разделённом на зоны) воздушном пространстве. Что до конкретных моделей аэротакси — то сейчас у нас, в МАИ, прорабатываются перспективные виды аэротакси и разрабатывается необходимая для них директивная документация. Фаза активного тестирования — впереди. Для начала необходимо проверить основные технологии, посмотреть, как работают конструкции и системы, силовые установки. И только после этого можно будет говорить о больших испытаниях. Всё изначально должно быть максимально безопасно, а обеспечение безопасности требует времени, — заключил Максим Калягин.