Директор Центра БЛА МАИ: «Специализация беспилотника зависит от фантазии разработчика»

5 марта 2024
Директор Центра БЛА МАИ: «Специализация беспилотника зависит от фантазии разработчика»

В Центре «Беспилотные летательные аппараты» Московского авиационного института занимаются разработкой беспилотников разных типов, а его директор Юрий Бухарев подчёркивает, что конструкторы не делят аппараты на сорта в зависимости от того, как их будут применять. Каждый беспилотник — это носитель, а вот какой аппаратурой и в каких целях его снабдят пользователи — вопрос следующего порядка. О том, из каких компонентов сейчас собирают беспилотные авиационные системы (БАС), можно ли допускать студентов к этому процессу и зачем изучать беспилотники в школе, Юрий Бухарев рассказал в интервью изданию «Ведомости. Наука».

Над какими направлениями применения беспилотников вы сейчас работаете?

Мы в Центре БЛА МАИ делаем беспилотники гражданского применения. Они относятся в основном к сфере наблюдения, являются носителями фото- или видеокамер для мониторинга. У нас также есть направление, которое связано с агросектором — это внесение удобрений, которым занимаются агродроны. Такие аппараты могут переносить от 20 до 150 кг полезной нагрузки.

Если рассматривать компоненты для БАС, то у нас в университете ведётся разработка аккумуляторных батарей, перспективных источников энергии и электродвигателей. Коллеги также занимаются разработкой в таком направлении, как автопилот и программное обеспечение. Ещё одно из важных направлений разработки — пульты управления для беспилотных воздушных судов (БВС).

Беспилотники, которые вы проектируете, полностью состоят из российских компонентов?

Сейчас на рынке чего-то полностью российского, к сожалению, нет. В основном это связано с тем, что мы являемся догоняющими в части развития радиоэлектронной компонентной базы. Поэтому у нас сейчас почти всё, что делается, состоит из импортных китайских компонентов или частично из российских и китайских. Но сейчас уже действует программа развития, которая предполагает широкое применение российских компонентов, чтобы можно было не зависеть от импортной составляющей.

С какими партнёрами из бизнеса вы сейчас взаимодействуете?

Мы разрабатываем агродроны, и все отечественные фирмы, которые занимаются сельским хозяйством, можно считать нашими потенциальными партнёрами. Мы работаем с частью из них, чтобы спроектировать БАС для опыления или засейки, а также для создания аппаратов под исследование полей. Созданием таких дронов-скаутов мы занимались в интересах одного большого агрохолдинга.

Представьте: приезжает агроном на поле с небольшим аппаратом, на котором стоит фотокамера с хорошим разрешением. Агроном запускает этот аппарат, чтобы промониторить состояние полей. Дрон в автоматическом режиме облетает поле в радиусе десяти километров и делает фотографии в определённых точках интереса. На основании данных из фотографий с применением специального программного комплекса проводится анализ, сколько сорняков на полях или куда именно нужно внести удобрение.

На следующим этапе приезжают специалисты с большим агродроном, который будет нести химию для борьбы с вредителями или препараты для подкормки. Тут можно рассматривать комплекс, когда мы делаем не просто аппарат, а целую экосистему для работы в полях. Разрабатывается не только дрон, но и программное обеспечение, чтобы связать весь комплекс.

Если студент хочет заниматься беспилотниками гражданского назначения, вы бы посоветовали ему агросферу как одну из перспективных в будущем в этой области?

Беспилотник является носителем. Он может носить что угодно. У студента, который интересуется беспилотниками, довольно широкий выбор с точки зрения их применения. Он начинает заниматься непосредственно беспилотником, а для специализации может выбрать направление разработки БАС. Например, выбрать сферу наблюдения и мониторинга. Люди, которые работают с БАС в этом направлении, хорошо понимают всё, что связано с видеокамерами, фотокамерами, оптикой и обработкой видеоизображений. Они могут разобраться с картографированием или мониторингом больших площадей с помощью хороших фотоаппаратов. Люди, которые приходят к нам, могут прокачаться в разных сферах.

Как к вам можно попасть для дальнейшей работы: вы в основном работаете со своими студентами и выпускниками или к вам приходят и из других вузов?

Центр создавался не только для работы с нашими студентами: мы всё-таки делаем коммерческую работу под заказчиков. Мы смотрим в сторону определённого баланса: с одной стороны, работаем со студентами, чтобы вырастить из них специалистов под себя. При этом с нами работают люди, имеющие хороший опыт в авиации, из известных конструкторских бюро, которые занимаются роботизированной техникой. Если набрать только студентов, то вы, естественно, не получите аппарат, который сможете тиражировать потом.

Всё, что касается разработки, это процесс, который изучается годами с накоплением опыта. У нас студенты с горящими глазами получают задание уже от более взрослых коллег. Им говорят сесть и описать свою задумку на бумаге, чтобы понять, что ещё не продумано, рассмотреть свою идею с разных сторон. Разработчик должен проработать все направления БАС: конструкцию, надёжность, бортовое оборудование, эргономику, интеграцию с внешним миром и т.д. С таким комплексным подходом студент начинает по-другому смотреть на наше дело. К нам могут прийти работать как студенты, которые только интересуются и учатся, так и специалисты.

Можно ли применять БЛА для науки и исследований?

Ещё раз обращу внимание, что беспилотник — это носитель. Что вы на него закрепите, то и будет его специализацией. Аппараты могут быть носителями не только простых камер, но и специальных полезных нагрузок в виде камер для других спектров, которые не видны человеческому глазу. Есть и другие полезные нагрузки для научных исследований, например позволяющие измерить магнитные поля. Здесь всё зависит только от фантазии исследователя. Если тебе необходимо посмотреть на какой-то большой объект исследования сверху, то ты приходишь со своей идеей и оборудованием к специалисту по беспилотникам. Вы обсуждаете концепцию, и в такой кооперации появляется БАС специально для исследования.

Многие родители, когда направление БЛА появилось в ОБЖ, стали опасаться, что дети будут знакомиться только с их военным применением. Как лучше рассказать об этой теме детям?

Я бы здесь привёл такой пример: во время учёбы в школе у нас были специализированные занятия по работе с компьютером. Нам давали базовые знания по использованию компьютера как инструмента. С беспилотниками может действовать тот же механизм: можно научить школьников пользоваться инструментом, который в будущем они смогут применять в разных областях.

На уроках ОБЖ, мне кажется, нужно рассказывать, из чего состоит аппарат, почему и как летает, какие виды полезных нагрузок существуют. Нужно пояснять всё, что связано с полётом аппарата, обработкой данных полезных нагрузок. Чтобы детям не было скучно, можно разбавить уроки лётной практикой. Школьники узнают, как работает беспилотник, не только из рассказов. На уроках ОБЖ ведь ещё рассказывают про автомат Калашникова, показывают его...

Если школьники способны запомнить строение автомата Калашникова, то строение беспилотника тоже смогут запомнить?

Я думаю, да, потому что это всё-таки хайповая тема сейчас. Для многих школьников это было бы толчком для того, чтобы продолжить знакомство с беспилотниками и даже получить образование или квалификацию в этой области.

В этот день было

Родился авиаконструктор С. С. Коротков
Первый полёт экспериментального самолёта Т-5
В Комсомольске-на-Амуре образован авиазавод № 126