Aerospace Science Week стартовала в МАИ с дискуссии о беспилотном будущем

21 ноября 2023

21 ноября в Московском авиационном институте стартовала X Международная неделя авиакосмических технологий Aerospace Science Week (ASW). Программа включает в себя дискуссии с экспертами на темы перспективных технологий, научного и промышленного потенциала авиационно-космической отрасли. Первым мероприятием ASW стала панельная сессия «Беспилотные авиационные системы».

На мероприятии выступили ректор МАИ, председатель Комиссии по развитию высшего образования и науки ОП РФ Михаил Погосян, генеральный директор Ассоциации «АЭРОНЕКСТ» Глеб Бабинцев, генеральный директор ООО «Консорциум БАС» Денис Барышников, директор дивизиона «Кадровый потенциал» автономной некоммерческой организации «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» Роберт Уразов, директор по управлению проектами НТИ АО «Российская венчурная компания» Наталья Эрдем, соруководитель комитета по БПЛА рабочей группы Минстроя России «Умный город» Владимир Маркин.

Как отметил в своём выступлении Михаил Погосян, развитие рынка беспилотных авиационных систем (БАС) — одно из важнейших направлений работы Московского авиационного института, который, являясь участником программы «Приоритет-2030», реализует стратегический проект «Аэромобильность». По его словам, сейчас рынок находится на этапе перехода от отдельных проектов в области БАС к созданию коммерчески эффективных услуг с использованием беспилотников.

— В 2022 году рынок БАС и услуг с использованием беспилотных летательных аппаратов составил более 25 млрд долларов. При этом объём российского рынка оценивается в 15–20 млрд рублей — это на два порядка меньше. Если не произойдет революционных изменений в этой области, мы будем вынуждены в основном использовать зарубежные аппараты со всеми сопутствующими этому ограничениями, — подчеркнул Михаил Погосян. — К 2030 году рынок должен вырасти более чем в два раза, и примерно две трети его будут составлять услуги.

Михаил Погосян добавил, что одним из трендов в применении БАС станет переход к мультимодальным перевозкам: беспилотные летательные аппараты и другие средства транспорта станут элементами единой системы. Также ректор МАИ обратил внимание слушателей на то, что сегодня перед индустрией стоит задача развития отечественных технологий для импортозамещения систем и компонентов беспилотников.

В настоящее время в МАИ ведутся работы по созданию линейки электродвигателей для малых беспилотников и силовой установки для аппарата нового класса — аэротакси. Проект ориентирован на серийное производство. Образец первого двигателя из линейки был представлен на выставке, организованной в рамках ASW.

Ряд других проблем, которые необходимо решить для успешного развития отрасли, обозначил Глеб Бабинцев. Одной из важнейших среди них является безопасность полётов.

— Должны развиваться алгоритмы, которые будут позволять безопасно сосуществовать в общем воздушном пространстве и пилотируемой, и беспилотной авиации. Это системный вопрос, сложная инженерная задача, решаемая, но на 100% не решённая нигде в мире. В России она решается в рамках конкурса «Аэрологистика», который мы проводим на аэродроме МАИ, — отметил он.

Перспектив построения карьеры в сфере БАС коснулся в своём выступлении Роберт Уразов.

— Тенденции, которые мы видим сейчас в беспилотии, очень похожи на те, которые возникали 30 лет назад в цифровизации. Если вы начнете относиться к биспилотию не как к транспортной отрасли, не как к отрасли передачи данных, не как к отрасли управления, не как к сопутствующему элементу строительства, сельского хозяйства, вы увидите, что это сквозная технология. Она фактически меняет мир, — сказал Уразов.

О поддержке проектов в области БАС со стороны Фонда НТИ и важности изначального понимания своего места на рынке при создании беспилотных летательных аппаратов рассказала Наталья Эрдем.

— Мы стараемся ориентировать требования к проектам на работу с заказчиком, на поиск своего места в цепочке кооперации, чтобы получались не просто НИОКРы и рабочая конструкторская документация, а продаваемые продукты, — сообщила она.

Среди способов получения финансовой поддержки — участие в открытых отборах, а также в технологических конкурсах НТИ, предполагающих преодоление барьеров, не преодолённых на сегодняшний день в мире. В число таких конкурсов входят «Аэрологистика», «Экстренный поиск» и другие. Также планируется ввести поддержку через субсидию Минобрнауки России проектов, направленных на создание прототипов, опытных и серийных образцов продукции.

X Международная неделя авиакосмических технологий Aerospace Science Week продлится до 24 ноября. В числе предстоящих мероприятий — пленарная сессия «Авиация: развитие и тренды» с участием экспертов ПАО «ОАК» и ПАО «Яковлев», «Космическая встреча» с представителями Центра подготовки космонавтов и членами отряда космонавтов Роскосмоса и другие. С подробной программой можно ознакомиться на сайте.

В этот день было

На заводе НАПО им. Чкалова завершено серийное производство самолета Су-15УМ
Первый полет истребителя Як-1м
Проведено испытание штурмовика Су-6(СА) с мотором М-71