Центр БЛА МАИ — от агродронов до аэротакси

2 августа 2023
Центр БЛА МАИ — от агродронов до аэротакси

«Не отвлекайся на всякий вздор – только работа, только хардкор», – гласит надпись на рабочем верстаке Центра БЛА Московского авиационного института. Работы у подразделения действительно много, поскольку беспилотные летательные аппараты активно развиваются в последние годы. Прямо сейчас разрабатываются сразу несколько разнофункциональных беспилотников.

– Центр работает над большим количеством проектов БПЛА как самолётного, так и мультироторного типа, – рассказывает начальник отдела проектирования Антон Селин. – У нас есть как инициативные разработки, которые мы начали самостоятельно, так и те, которые мы делаем под заказ.

Один из проектов центра – «Агродрон» и его маленький помощник «Агроскаут». Беспилотники предназначены для работы в сельском хозяйстве. Сначала маленький БПЛА разведывает обстановку: делает фотографии поля. Летает «Агроскаут» по заданному в приложении маршруту. По словам Антона Селина, приложение в перспективе можно будет установить на обычный телефон. Помимо этого можно выбрать высоту, с которой будет производится фотосъёмка.

– Далее эти фотографии передаются через радиоканал в нейросеть. Партнёры Московского авиационного института научили искусственный интеллект определять сорняки, распознавать состояние растения. На основании фото нейросеть принимает решение о необходимости внесения того или иного удобрения для улучшения роста культуры либо для борьбы с сорняками и вредителями, – поясняет начальник отдела проектирования. – На основе полученных данных система построения полётного задания, разработанная специалистами Центра «Авионика» МАИ самостоятельно создаёт маршрут для «Агродронов», которые распрыскивают удобрение или средства защиты растений.

До этого в сельском хозяйстве уже использовались подобные дроны. Однако «Агродрон» уникален прежде всего тем, что работает в комплексе. Одновременно в поле над одной задачей может работать до трёх беспилотников. Именно разработка программного обеспечения, по мнению Антона Селина, была самым ответственным этапом работы.

– Беспилотники мультироторного типа – это уже известный тип аппарата, не вновь разработанный. У него сформировались определенные принципы проектирования и системного построения. А вот такое программное обеспечение, которое анализирует поля или строит полётное задание для нескольких аппаратов и параллельно ими управляет – это разработка инновационная, – отмечает Селин.

В настоящий момент дроны находятся на стадии испытаний. Часть из них проходит в поле, некоторые параметры тестируются в виртуальной реальности. В разработке дрона участвуют и студенты. Они занимались расчётами, работали с чертежами, проводили тесты на прочность конструкции.

– У нас большой процент студентов университета, которые работают в нашем центре, – делится Антон Селин. – Помимо этого на базе работы в центре студенты могут писать курсовые, закрывают практические занятия. Таким образом, к концу обучения они получают не только теоретические знания, но и практические умения, необходимые в работе специалиста. Многие из них остаются работать у нас.  Это большой плюс для нас, поскольку с их приходом у нас есть постоянный приток свежих идей. За счёт этого мы не стоим на месте. 
После испытаний в центре активно работают над улучшением конструкции. Прежде всего, внимание уделяется безопасности. Дрон учат видеть препятствие на маршруте и обходить его.
– В поле на маршруте беспилотника могут встречаться различные объекты – как статичные, так и подвижные, – объясняет начальник отдела проектирования. – Мы работаем над тем, чтобы дрон видел их и выбирал оптимальную траекторию для облёта. Определяет препятствие беспилотник с помощью радаров, которые находятся на борту.

Ещё один проект, над которым работает центр – это перспективная разработка аэротакси. Говорить о внедрении такого транспорта пока рано, однако уже сейчас есть теоретическое понимание, как построить такой механизм. В частности, необходимо создание специальной инфраструктуры.

— К примеру, мы условно делаем электричку. Но для её полноценной работы нам не хватит только состава. Необходимо построить платформы, депо, проложить пути. Или как в нашем случае, потребуются станции взлёта-посадки, построение маршрутов, организация наблюдения за воздушным пространством. Будет необходима также оптимизация законодательной базы, – рассуждает начальник отдела проектирования.

Факт того, что нам осталось не так много до фантастических городов будущего из фильмов Спилберга или книг братьев Стругацких, Антона Селина совсем не пугает. Он наоборот уверен, что подобные разработки положительно скажутся на нашей жизни, сделают её интереснее.

— Как показывает практика всех промышленных революций, труд человека никогда не прекратится, несмотря на прогресс и новые технологии. Всю монотонную и однообразную работу будут выполнять машины под руководством ИИ, а труд человека станет более творческим, – заключает Антон Селин.
Фото: «Вечерняя Москва» / Александр Кочубей

В этот день было

На опытном самолёте Су-27УБ совершён беспересадочный перелёт с дозаправкой в воздухе из Комсомольска-на-Амуре в Москву
Вышло постановление, поручавшее ОКБ им. Г. М. Бериева разработку гидросамолёта Бе-42
Первый полёт всепогодного истребителя-перехватчика Як-120