Новые компетенции для индустрии: как устроена система ДПО в МАИ

22 июня 2023
Новые компетенции для индустрии: как устроена система ДПО в МАИ Фото: Пресс-служба МАИ / Личный архив

Система дополнительного профессионального образования в Московском авиационном институте включает в себя более 100 программ, направленных на проектное обучение и повышение квалификации специалистов ведущих предприятий отрасли. О реализации этих программ и о том, как студенты уже во время обучения включаются в работу над приоритетными задачами индустрии, рассказала заместитель директора института № 14 «Передовая инженерная школа» МАИ Екатерина Фёдорова.

Насколько велик спрос на программы повышения квалификации и переподготовки в инженерных профессиях?

Московский авиационный институт постоянно разрабатывает и реализует программы дополнительного профессионального образования (ДПО) для инженерных профессий. Это связано с тем, что, во-первых, авиационная индустрия развивается и возникает множество задач на стыке, например, инженерии и управления, для решения которых нужно сформировать у инженера ещё и управленческий профиль. Во-вторых, это связано с развитием технологий проектирования и производства в высокотехнологичных отраслях: часто возникает потребность проведения программ повышения квалификации по конкретной технологической компетенции, например, в области аддитивных технологий, композиционных материалов и конструкций, цифровизации производства и т.д.

Действующая в МАИ система дополнительного профессионального образования включает в себя более 100 программ. Среди них целый ряд программ с проектным обучением, таких как Школа управления, Школа сервиса, Lean-школа МАИ. Задачи этих образовательных программ — разработка проекта или проектного решения, лежащих в области либо управления, либо производства, либо эксплуатации изделия, и подготовка проектной команды.

Фото: Пресс-служба МАИ / Личный архив

Также мы реализуем программы повышения квалификации по направлениям ведущих центров компетенций МАИ: композиционные материалы и конструкции, аддитивные технологии в проектировании и производстве, электротехника, энергетика и перспективные источники энергии, беспилотные авиационные системы, сервисы на базе космических аппаратов, математическое моделирование, искусственный интеллект, интернет вещей, цифровые двойники объектов и процессов и т.д. И список программ по мере возрастания уровня сложности задач, стоящих перед индустрией, прямо пропорционально увеличивается.

Все эти программы не только востребованы специалистами предприятий, но и становятся элементами индивидуальных образовательных траекторий студентов.

Какова динамика этого спроса?

Только за последний год объём программ ДПО вырос почти в 2 раза. Перед авиационной отраслью сейчас стоят критически важные задачи, такие как обеспечение серийного производства авиационной техники, импортозамещение систем и компонентов и создание новых летательных аппаратов, требующих инновационных подходов в проектировании и производстве с применением современных технологий. Кроме того, отрасль испытывает дефицит кадров. Всё это приводит к необходимости развивать подходы к разработке и реализации образовательных программ — как высшего образования, так и дополнительного профессионального.

Какие программы наиболее востребованы и почему? Кто является целевой аудиторией таких программ?

Заказчиками востребованы программы с проектным обучением — такие, где мы не только готовим и обучаем проектную команду, но и разрабатываем проектное решение для поставленной задачи.

Так, в 2023 году мы запустили новую программу профпереподготовки, которую разрабатывали почти год под запрос индустрии совместно с первыми лицами корпораций. Она направлена на формирование в ключевых корпорациях отрасли компетенций программного управления, подготовку проектных команд с такого рода компетенциями и, главное, на разработку корпоративной модели программного управления в методологии Stage-Gate* (система процессного управления, включающая метод контрольных рубежей, необходимая для организации работ по выводу высокотехнологичного продукта на рынок). По сути, это перезапуск традиционной Школы управления МАИ и наш ответ на изменение задач и вызовов в отрасли, а именно: обеспечение серийного производства, поиск альтернативных поставщиков, управление стоимостью программы, увязка модели эксплуатации с подходами в проектировании, связка требований продукта, приобретаемого потребителем, и технических характеристик изделия, а также синхронизация бизнес-процессов на всех стадиях жизненного цикла авиационной программы в целях сокращения финансовых, временных и других издержек и устранения разрывов в программном управлении.

Фото: Пресс-служба МАИ / Личный архив

*Концепция Stage-Gate сформулирована Робертом Купером и представляет собой методологию разработки нового продукта от формулирования бизнес-идеи до коммерческого запуска. Для этого в Stage-Gate существуют контрольные рубежи или «гейты». Важнейшей задачей методологии является минимизация рисков при реализации проекта от «гейта» к «гейту».

Перед запуском мы не только разработали принципиально новое содержание образовательной программы, собрали носителей методологии Stage-Gate в авиастроении в экспертную панель, пригласили ведущих лекторов-практиков из индустрии, но и провели аудит авиационных программ в формате выездных установочных сессий и выделили типовые ошибки в программном управлении. Они и стали техническим заданием на наш контент. Поэтому на данный момент программа «Программное управление в авиационной и ракетно-космической отрасли» уникальна и отвечает на текущие вызовы. Сейчас по ней обучается шесть проектных команд из ПАО «ОАК» и АО «ОДК», а также отобранные HR-службами корпораций студенты МАИ. Всего на программе в первом потоке обучается 80 человек.

Напомню, что Школа управления МАИ всегда занималась вопросами развития систем управления программами по разработке, производству и выводу на рынок высокотехнологичного изделия и формированию эффективных бизнес-моделей на базе модели эксплуатации изделия в российской авиапромышленности, судостроении и других высокотехнологичных индустриях. Мы всегда использовали в Школе управления методологию Stage-Gate, но раньше она служила, скорее, для поиска ответа на вопрос, как зарабатывать на всём жизненном цикле изделия, в том числе на эксплуатации.

Школа управления МАИ существует уже седьмой год. В числе её партнёров — ведущие российские корпорации ПАО «ОАК», АО «ОДК», АО «Вертолёты России», ООО «Аэромакс», АО «УЗГА», АО «ОСК», предприятия ГК Росатом и Роснано и другие. Обучение в Школе управления МАИ — это возможность получить качественную управленческую подготовку на базе инженерного образования и решить конкретную управленческую задачу. Участниками проектных команд становятся специалисты ведущих предприятий, управленцы и инженеры, а также сотрудники и студенты МАИ. Все они включаются в работу над приоритетными проектами и задачами промышленности при непосредственном участии первых лиц корпораций.

В 2019 году в МАИ стартовала Школа сервиса и послепродажного обслуживания авиационной техники в интересах ПАО «ОАК», АО «ОДК», АО «Технодинамика» и АО «Вертолёты России». На сегодняшний день это единственная в России программа дополнительного образования в сфере сервиса и послепродажного обслуживания (ППО) авиаиндустрии. Учитывая отраслевую тенденцию к росту взаимозависимости продавца и эксплуатанта, сервисное обслуживание уже сейчас занимает значимое место среди ключевых бизнес-процессов — всё более актуальным становится переход производителя на контракты жизненного цикла.

Фото: Пресс-служба МАИ / Личный архив

На образовательной площадке Школы сервиса МАИ собран эксклюзивный пул экспертов для решения самых насущных задач отечественного авиастроения, таких как внедрение новых сервисных бизнес-моделей и проектирование воздушного судна под заданную стоимость. Школа функционирует как межкорпоративный акселератор: проработку реальных сервисных проектов совместно ведут представители разных корпораций и участники бизнес-процессов сервиса и ППО.

С января 2021 года на базе Дирекции перспективных производственных проектов Московского авиационного института реализуется программа подготовки Lean-школа. Первая программа была запущена для АО «Информационные спутниковые системы» имени академика М. Ф. Решетнёва" в целях проектирования серийного производства группировки космических аппаратов в рамках проекта «Марафон IoT». Программа помогает не только производителям авиационной и космической техники сформировать целевые модели серийного производства, но и провайдерам техобслуживания внедрить Lean-технологии в свои процессы по ремонту воздушных судов. Так, участником Lean-школы стала компания ООО «А-Техникс».

Цель Lean-школы МАИ — построение эффективной модели производства, включая процессы планирования производства, экономики, управления поставками и требования к проектированию. В программу Lean-школы входит обучение методологии Lean и инструментарию повышения эффективности через реализацию проектов.

Итогом программы для участников становится дорожная карта организации и повышения эффективности производства. Ключевая особенность программы — это совместная работа экспертов МАИ и проектных команд корпорации по решению проблем с целью построения системного подхода к повышению операционной эффективности через активацию скрытых резервов.

Также заказчиками востребованы программы повышения квалификации. Они, как правило, привязаны к тематикам Центров компетенций МАИ, которые аккумулируют знания и опыт специалистов университета по целому ряду технологических направлений. Именно они становятся университетскими точками роста: местом рождения новых технологий и бизнес-идей, проведения разработок и НИОКР для корпораций-партнёров. Одновременно они призваны выращивать новые кадры и содействовать повышению квалификации профильных специалистов инженерного и управленческого характера, для чего создаются образовательные программы.

Такие программы, в основном, направлены на восполнение дефицитов компетенций в коллективах корпораций по конкретным технологиям. Эти дефициты мы фиксируем совместно с нашими корпорациями-партнёрами, и почти всегда они обусловлены развитием технологий и усложнением задач, стоящих перед отраслью. На них обучаются как сотрудники предприятий, так и студенты-целевики.

Мы также проводим такого рода программы в рамках реализации НИОКР для индустрии. Например, работа МАИ «Цифровое дело изделия» в интересах КнААЗ была сопровождена рядом программ ДПО по тематикам работы с большими данными, цифровых технологий современного производства, дополненной реальности и др.

Обращаются ли к вашим услугам компании, чтобы повысить квалификацию своих сотрудников?

МАИ является опорным университетом для авиационно-космической индустрии, однако компетенции и знания, накопленные коллективом университета, востребованы и в других отраслях. Мы это видим и в разнообразии типов НИОКР и их применений, и в запросах на ДПО. Думаю, это обусловлено тем, что высокотехнологичные отрасли на данный момент схожи в своей проблематике: не хватает профессиональных кадров с соответствующими компетенциями, существуют технологические дефициты, появились новые вызовы, связанные с импортозамещением, есть проблемы в управлении программами и проектами. И так как в МАИ, с одной стороны, накоплен опыт по решению таких задач, а с другой — работает много людей непосредственно из индустрии, то есть сами носители компетенций, мы можем проводить востребованные компаниями образовательные программы.

Что вы делаете, чтобы удовлетворить спрос на современные инженерные компетенции с точки зрения содержания и структуры программ?

Как я говорила выше, программы ДПО в МАИ делятся на два типа: программы с проектным обучением и программы повышения квалификации. Первые направлены на разработку проектного решения в рамках стратегий корпораций. Такие программы организованы по модульному принципу длительностью от 5 до 7 модулей. Модули состоят из проектной работы, которая ведётся совместно с экспертами МАИ и внешними экспертами, а также лекционной части, которая обеспечивает проектную работу необходимыми знаниями. Второй тип программ направлен на освоение конкретных компетенций сотрудниками корпораций. Как правило, такие программы состоят из лекций и практических упражнений для закрепления материала.

Фото: Пресс-служба МАИ / Личный архив

Программы повышения квалификации по тематикам центров компетенций МАИ делятся на два типа: базовый курс и продвинутый курс. Базовый курс позволяет сотрудникам погрузиться в предметную область, узнать о современных тенденциях, подходах и инструментах. Продвинутый курс больше нацелен на решение практической задачи клиента, а содержание курса уточняется под её специфику.

Кроме того, в МАИ сформированы новые модели интеграции НИОКР и обучения. К ним относится разработка проекта или отдельного технологического решения (например, цифровизация производства), включая обучение персонала применению новых технологий. Также это предварительное обучение персонала предприятия с разработкой ТЗ на НИОКР (например, на разработку математических моделей проведения испытаний) в рамках проектного обучения. Наконец, это разработка бизнес-моделей и схем организации работы с участием экспертов МАИ в формате консалтингово-внедренческого проекта в рамках программ обучения (например, разработка модели организации серийного производства малых спутников).

Стоит отметить, что практически никогда мы не предлагаем заказчику уже спроектированную образовательную программу. Проектирование программы (как контента, так и структуры) осуществляется от запроса и от конкретной задачи, которая сейчас стоит перед заказчиком в его реальной деятельности.

Как складывается цена на обучение по таким программам?

Самое ценное в программе — это эксперты, лекторы, практики. Чем выше уровень решаемой задачи, тем острее стоит вопрос с экспертизой. Именно поэтому мы постоянно расширяем свой пул экспертов, который уже давно выходит за рамки МАИ и авиационной индустрии.

В каких федеральных или региональных программах вы участвуете, и если участвуете — что вам это дало с точки зрения развития ДПО в вашем вузе?

Во-первых, МАИ участвует в программе «Приоритет-2030». Один из стратегических проектов в ней — «Цифровая кадровая платформа». Он включает в себя три крупных направления работ: кадровый прогноз, профильное рекрутинговое агентство, центр индивидуальных образовательных траекторий студентов. Мы считаем, что этот проект критически важен для организации ДПО в вузе, так как именно кадровый прогноз позволяет нам понимать текущие и будущие дефициты в индустрии: как в количестве кадров, так и в фиксации конкретных дефицитных функций. А система индивидуализации образовательных траекторий показывает нам возможности для усиления наших студентов и помощи им в реализации их профессиональных планов.

Во-вторых, в МАИ создана Передовая инженерная школа. Одной из задач этого подразделения является разработка нового подхода к инженерному образованию и реализация этого подхода в программах высшего образования и дополнительного профессионального образования, направленных на создание и вывод на рынок новых летательных аппаратов с использованием передовых технологий проектирования, производства и эксплуатации.

В этот день было

Начало летных испытаний пассажирского самолета Ан-38-100
Первый полет палубного истребителя МиГ-29К
Лётчики И. В.Вотинцев и Н.Ф. Садовников на самолёте Т10У-2 (Су-27УБ) завершили беспосадочный перелёт