Первый маёвец в Индонезии: как устроена программа академического обмена для студентов МАИ

7 марта 2023

Как уехать учиться за границу? Есть ли программы, по которым студенты Московского авиационного института обучаются в других странах? Что дают такие поездки? На эти и другие вопросы пресс-службе МАИ ответил студент четвёртого курса института № 6 «Аэрокосмический» Клим Предеин — первый маёвец, который учился в Индонезии.

История успеха — это история выбора. Почему вы поступили именно в МАИ?

МАИ — моя любовь с первого взгляда. Это один из немногих вузов, где есть выбранное мной направление — «Ракетные комплексы и космонавтика». При этом университет обладает большим авторитетом среди образовательных учреждений. Дополнительную мотивацию для поступления дало поразившее меня количество внеучебных активностей в вузе, в том числе более шести десятков спортивных секций.

Как вы оказались в Индонезии? Почему выбрали именно эту страну для обучения?

Я поехал учиться в Индонезию по программе академического обмена студентов. У МАИ много партнёров по всему миру, с которыми заключены договоры об академической мобильности. Это значит, что студенты обоих учебных заведений могут поехать в вуз-партнёр по обмену.

Я выбрал Технический университет Бандунга (ITB) в Индонезии. Программа длится один семестр. Первое положительное впечатление на меня произвёл сайт ITB. Часто, изучая европейские институты, я просто не мог найти нужную мне информацию — бродил как в лабиринте. А на сайте индонезийского вуза-партнёра я смог довольно быстро понять, что меня ожидает, связаться с сотрудниками.

Важным для меня фактором в выборе именно этой программы стала удалённость Индонезии — как географическая, так и культурная. Если о Европе мы в целом знаем много — быт людей, их города, особенности стран, — то когда люди слышат про Индонезию, чаще всего представляют только Бали. Интересно быть первопроходцем, ведь на программе МАИ — ITB я первый.

Расскажите, кто и как может обучаться по программе академического обмена?

Подать заявку на программу может каждый студент МАИ. Это весьма интересный квест для самых стойких.

На сайте МАИ в разделе Академическая мобильность собрана информация о критериях отбора, есть список вузов, с которыми заключено соглашение, и краткие данные о каждом.

Когда выбор сделан, нужно заполнить заявку на сайте и дождаться обратной связи. Следующие шаги — связаться с сотрудниками иностранного университета и заполнить анкету на сайте МАИ. Основные критерии при отборе: успеваемость, владение иностранным языком, понимание деталей программы в вузе-партнёре, мотивированность и активное участие в жизни МАИ.

Подходящего кандидата приглашают на собеседование (оно проходит на английском языке) в наш международный отдел. А дальше остаётся ждать результатов отбора.

Когда ты номинирован, остаются формальности: заполнение документов — для каждого университета свой пакет — и получение визы. Теперь можно паковать чемоданы!

Какие цели вы ставили, когда собирались в Индонезию?

У меня было несколько главных целей. Первая — академическая. Я никогда не учился за границей. Подобная программа обмена — возможность попробовать демо-версию обучения по западной системе.

Вторая цель — культурная. Я хотел познакомиться с природой, людьми, их обычаями и бытом.

Третья же — это путешествие. Так или иначе поездка в другую страну на столь долгое время — это приключение!

Сколько длилось ваше обучение в Индонезии? На каком языке проходили занятия?

Обучение длилось около полугода — один семестр. Помимо непосредственно учебного времени сюда входит период на адаптацию, а также экзаменационно-оценочный период. Если экзамены сданы успешно, есть свободное время на путешествия.

В Техническом университете Бандунга обучение на двух языках — местном и английском. Большинство самых популярных направлений дублируются. Одна часть читается на индонезийском, а другая — на английском. Индонезийцы, которые хотят обучаться на английском, занимаются в отдельных группах дублирующих курсов. Все поступающие по обмену студенты учатся как раз в этих группах. Так как индонезийцы не носители английского языка, то профессора в институте говорят на вполне понятном и простом для нас английском, как и ребята, обучающиеся с тобой.

Как строится учебный процесс в Индонезии? Был ли у вас свой проект?

ITB очень похож на МАИ. В большом зелёном кампусе располагается множество факультетов, лабораторий и внеучебных объединений. Местные студенты активно участвуют в предлагаемых институтом активностях и создают множество своих. Очень часто, гуляя по кампусу, я видел студентов-геодезистов, которые работали с настоящими профильными приборами в рамках своих проектов. Иностранному студенту, приехавшему по обмену, доступно всё то же самое. Я работал в лаборатории аэрокосмического факультета, где стоит настоящий МиГ-21. Студенты ITB, так же как и в маёвском ангаре 101 кафедры, изучают строение изделий с натуры.

В России я веду проект по разработке технологии беспроводной передачи данных. В Индонезии я смог обсудить идеи с местными профессорами и студентами. Ввиду совершенно иного уклада жизни их мышление отличается от нашего. На стыке разных мировоззрений можно получить уникальные решения множества задач.

Полезно ли было такое обучение для вас?

Обучение за границей прежде всего помогло мне по-новому воспринимать уже знакомую информацию. Выбранные профессорами подходы позволяли с интересом вникать в темы вновь. Зачастую, когда ты узнаёшь даже просто английский термин изученного тобой на русском закона или явления, невольно вырывается «Эврика!». Появляются совершенно новые логические связи, о которых раньше ты не мог и подумать.

Серьёзная языковая практика — это так важно для современных специалистов. По обмену в Индонезию приезжает очень много студентов, теперь у меня есть коллеги-друзья по всему миру.

Расскажите об условиях проживания студентов, которые приезжают в Индонезию по обмену? Может быть, посоветуете какие-то лайфхаки.

Студент, приезжающий по обмену в ITB, может самостоятельно найти апартаменты в Бандунге или обратиться к принимающему факультету. Я жил в общежитии, это чистый и ухоженный двухэтажный дом на пару десятков комнат с одноместным или двухместным размещением. В здании всегда есть охранник и администратор, который поможет в любой ситуации. Есть кухня, но я почти ничего не готовил, так как дешевле покупать готовую еду.

Кампус университета — самый зелёный уголок в городе. Всё располагается близко: от кампуса до центра города 3 км, до общежития — 20 минут пешком. Можно арендовать байк (по московским меркам очень недорого) и спокойно передвигаться по всему острову.

Расскажите о ваших научных планах?

На данный момент я пишу диплом по баллистике космических полётов и работаю над проектом программного обеспечения, которое поможет в вопросах импортозамещения таких программ, как PowerPoint и Photoshop. Намерен продолжать обучение в магистратуре, параллельно с этим развиваться в направлении баллистики. Индонезия мне дала международный опыт общения, а также свободное владение английским языком — теперь для меня нет преграды в общении с иностранными коллегами.

В магистратуре я планирую вновь принять участие в программе обмена в других университетах мира.

В этот день было

Первый полет грузо-пассажирского самолета Ан-74ТК-300
Подписан закон о сотрудничестве в обеспечение безопасности комплекса Байконур
Запущен АГК «Прогресс М-12»