В МАИ разработан тренажёр парашютного прыжка с системой виртуальной реальности
27 декабря 2022Прыгнуть с парашютом, ощутить свободное падение, научиться управлять стропами и мягко приземляться теперь сможет каждый, независимо от возраста и уровня здоровья. Специалисты Центра компетенций МАИ «Энергетические системы» разработали тренажёр парашютного прыжка с системой виртуальной реальности. Устройство предназначено для обучения навыкам управления парашютом на начальном этапе подготовки. Работа велась с привлечением экспертов в области парашютного спорта и парашютных систем из ДОСААФ.
— Прыжки в виртуальной реальности абсолютно безопасны даже для неподготовленных людей. Они дарят незабываемые ощущения, знания и навыки, которые можно применить уже в более сложных режимах обучения и непосредственно в реальном прыжке, — рассказывает руководитель направления AR/VR Центра компетенций МАИ «Энергетические системы» Дмитрий Суханов.
Безопасный прыжок
Основная функция тренажёра — обучение навыкам управления парашютом на начальном этапе подготовки. С помощью строп управления парашютист может управлять парашютом от момента его раскрытия до места приземления. А система виртуальной реальности передаёт реалистичные визуальные ощущения окружающей обстановки и расстояние до объектов в виртуальной среде.Такая установка помогает начинающим парашютистам ознакомиться с техникой прыжка на всех его этапах: отделения от летательного аппарата, работы под куполом с осмотром и проверкой купола, близлежащего воздушного пространства и местности, выхода на приземление и непосредственно касания земли. Благодаря тренажёру можно отрабатывать базовые навыки управления парашютом в безопасных условиях, оттачивать точность и правильность приземления, формировать правильные алгоритмы действий в различных условиях прыжка, в том числе экстремальных.
Помимо этого разработанный опытный образец является универсальной платформой и позволяет создавать на своей базе более узкоспециализированные продукты. Как отмечают разработчики, потребителями могут стать любые организации, ведущие парашютную подготовку как профессионалов, так и любителей этого вида спорта.
Кроме этого тренажёр может использоваться как аттракцион.
— Возможно, после прыжков в виртуальной реальности у кого-то появится желание прийти в аэроклуб и осуществить настоящий прыжок. Таким образом наш тренажёр будет способствовать популяризации парашютного спорта, — говорит Дмитрий Суханов.
Максимальное погружение
Разработчики отмечают, что аналоги есть как в России, так и за рубежом, однако похожие тренажёры не имеют возможность имитировать весь цикл прыжка: от отделения от самолёта до соприкосновения с землёй. Как правило, обучающийся подвешивается под конструкцией и после ведёт управление парашютной системой до условного приземления.
— На нашем тренажёре реализовано уникальное взаимодействие реального оборудования стенда и виртуальной реальности. При взаимодействии со стендом идёт отклик в виртуальную симуляцию, что позволяет максимально погрузить парашютиста в обучающий сценарий и даёт возможность физически чувствовать основные этапы прыжка, такие как выход из самолёта, раскрытие парашюта, при котором ощущается характерный толчок, и управление им при полёте. И, что важно, наш тренажёр помогает отработать правильную позицию ног в момент касания земли. Все это делает наш процедурный тренажёр максимально эффективной комбинацией по такому критерию, как соотношение цены и функционала в своём сегменте, — говорит технический руководитель проекта Николай Триадский.
Разработанный опытный образец уже опробован опытными парашютистами. Он был представлен в декабре на Учебно-методическом сборе специалистов поисково-спасательной и парашютно-десантной службы авиационных организаций ДОСААФ России и высоко оценён руководителями парашютных подразделений. Следующий этап — доработка различных функций.
— Планируется создать более оптимизированную конструкцию, в которой будут учтены все полученные предложения. Также будут разрабатываться новые сценарии обучения в виртуальной реальности, добавятся новые локации и спецэффекты, — говорит ведущий конструктор проекта Алексей Качурин.