МАИ прошёл отбор на специальную часть гранта среди участников программы «Приоритет-2030»
23 декабря 2022Подведены итоги отбора среди университетов — участников программы Минобрнауки России «Приоритет-2030» на специальную часть гранта. Получателями специальной (повышенной) части гранта стали 48 вузов из 22 регионов. Московский авиационный институт подтвердил свою лидерскую позицию и вошёл в 1 группу получателей гранта.
МАИ с 2021 года получает специальную часть гранта по треку «Отраслевое и (или) территориальное лидерство». В числе важнейших задач университета — формирование новой модели взаимодействия вуза с индустрией через реализацию комплексных проектов и программ в области гражданской авиации и других перспективных направлений.
— Ключевая задача МАИ в рамках программы «Приоритет-2030» — обеспечение конкурентоспособности российской аэрокосмической индустрии. По всем стратпроектам за время их реализации нам удалось добиться значительных результатов. Мы выстраиваем глубокое взаимодействие с предприятиями индустрии, чтобы обеспечить быстрое внедрение технологий. Важная задача МАИ на 2023 год — наращивание мощностей университета и трансформация деятельности и стратегии развития вуза в соответствии с новыми вызовами.
МАИ участвует в таких проектах, как МС-21, CR929, Sukhoi Superjet New, а также проектах по созданию перспективных вертолётов и космических аппаратов. За время реализации программы «Приоритет-2030» объёмы от выполнения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в университете выросли более чем на 25%.
В области беспилотных авиационных систем (БАС) деятельность МАИ направлена на формирование комплексных услуг и включает в себя работы от проектирования до испытаний и сертификации.
— В МАИ внедрены новые подходы к подготовке специалистов. Они основаны на прогнозировании развития рынков, технологий и кадровых потребностей индустрии. Охват и востребованность программ ДПО университета увеличились в 3,5 раза, — рассказал Михаил Погосян.
Кратко об итогах:
В рамках стратегического проекта «Будущие аэрокосмические рынки — 2050» МАИ в 2022 году участвовал во всех работах по крупнейшим программам авиастроительной отрасли, реализуемым Объединённой авиастроительной корпорацией. В качестве одного из примеров разработанной и внедрённой технологии можно представить систему контроля перекоса механизации крыла самолёта SSJ-New. Созданный комплекс замеряет ход закрылков и предкрылков и своевременно предупреждает систему управления воздушного судна о возникающих перекосах.
В рамках работ по широкофюзеляжному дальнемагистральному самолёту CR929 выполнен комплекс работ по обеспечению статической и динамической прочности летательных аппаратов.
В рамках этого же стратпроекта МАИ осуществлял разработку цифровой платформы «Создание учебно-исследовательской системы весового проектирования летательных аппаратов». Проект направлен на моделирование и контроль весовых характеристик при проектировании высокотехнологичного промышленного изделия (в частности, авиационного комплекса). Получено 26 свидетельств о регистрации программ ЭВМ, выполняется работа по тестовому внедрению комплекса. Среди основных потребителей: компания «Сухой», компания «Ил», корпорация «Иркут», ЦМКБ «Алмаз».
В рамках стратегического проекта «Аэромобильность» МАИ совместно с партнёрами участвовал в работах по формированию комплексных услуг и сервисов на основе беспилотных авиационных систем (БАС), и увеличил объем НИОКР в области БАС почти в три раза.
Для обеспечения работ на всех этапах жизненного цикла создания БАС в МАИ создаётся Центр сертификации, запускающий принципиально новые бизнес-процессы и консолидирующий возможности испытательной базы университета. В части развертывания инфраструктуры МАИ, необходимой для широкого применения БАС, запущена программа развития полигона БАС на аэродроме МАИ Алферьево, что позволит существенно расширить возможности по проведению лётных испытаний и сертификации БАС.
Университет также разработал серию БАС для сельскохозяйственных компаний.
В рамках стратегического проекта «Цифровая кадровая платформа» МАИ разрабатывает единую цифровую среду, где совместно с предприятиями-работодателями формируются квалификационные требования на основе прогнозов развития рынков, технологий и кадровых потребностей высокотехнологичных отраслей.