«Женщины в науке»: преподаватель МАИ — о психологическом здоровье роботов и пути в профессию

1 декабря 2022

Преподаватель кафедры 704 «Информационно-управляющие комплексы ЛА» Московского авиационного института Мария Мокрова стала героиней проекта «Женщины в науке и технологиях». Это ответвление большого проекта «Бизнес и наука: эффективная коммуникация», который реализуется при поддержке национального отделения международного движения «Женщины атомной отрасли» в России (WiN Russia).

В интервью главе национального отделения WiN Russia, лидеру сообщества «Женщины в науке и технологиях» Евгении Еньшиной Мария рассказала о своём пути в профессию, социальном роботе «Маша» — разработке кафедры 704 — и поделилась мнением о роли женщины в науке.

Традиционный первый вопрос — как ты считаешь, в чём смысл человеческой жизни? И каков твой?

Это традиционный вопрос, а у меня, наверное, будет очень традиционный ответ! Мне кажется, как бы это банально ни звучало, смысл человеческой жизни в том, чтобы нести пользу и делать мир лучше. Наша первая цель — почувствовать, где ты можешь пригодиться, поэтому мы в детстве постоянно экспериментируем, постоянно что-то пробуем. Кто в детстве не успел, тот потом пробует в университете, после университета, многие переходят из одной сферы в другую, потому что чувствуют, что там пригодятся больше. Если тебе интересно, то ты сможешь сделать гораздо больше, больше принести пользы. И в этом, наверное, смысл человеческой жизни.

Мы все — маленькие гаечки большой системы: чем больше ты на себя нагрузку берёшь, тем сильнее система. Вся! Это не только про государство, про бизнес, компанию или научное предприятие, где ты работаешь, а в общем про человечество.

В чём твоя миссия?

Мне нравится общаться с людьми, с детства я была очень коммуникабельной. Сейчас я очень открытый взрослый человек. Когда со мной общаются, многим кажется, что мы знакомы много лет, а не те два часа, которые прошли с момента встречи. И вот этот коммуникационный ресурс я хочу положить в свою профессиональную сферу. Например, это касается нашего робота «Маша»: я прописываю сценарии для него и думаю, как он будет взаимодействовать с людьми.

На самом деле, мне кажется, скоро будет отдельная отрасль — психология роботов. Я не знаю, нужно ли это будет патентовать как идею, так как роботы всё больше и больше становятся приближены к человеку. Разные реакции, интонации, шутки, высказывания — это же всё берётся от человека. И тот, кто программирует роботов, должен понимать психологию. Хочется, чтобы роботы тоже были чувственные, как люди.

Получается, твоя основная миссия — налаживание взаимосвязи между психологией человека и психологией роботов?

В общем-то да! И было бы здорово, если бы у меня всё получилось. Знаете, есть такое понятие «психологически здоровый человек». Хочется, чтобы роботы, которые у нас получились, тоже были психологически здоровы.

Интересный термин — «психологически здоровый робот». При выборе своей профессии на что делала ставку? Хотела быть учёным с детства или плыла по течению?

Меня не заставляли кем-то быть, а давали сделать свой выбор. Родители мне говорили «хорошо быть врачом», а я постоянно что-то пробовала, искала себя: то рисовала, то училась играть на разных музыкальных инструментах, ходила в спортивные секции. Меня во всём поддерживали.

В детстве мне нравилось заниматься математикой, я делала успехи, но, как я уже говорила, была чересчур общительна, и моё поведение не всегда было идеальным, что крайне не нравилось моему педагогу по математике Можаевой Татьяне Викторовне. Наверное, потому что так принято: если учишься на «пять», будь в поведении примерной. Она была строга, но я чувствовала её любовь и заботу и сейчас безмерно благодарна ей. Она многому меня научила, отправляла на олимпиады. Я, кстати, заняла 3-е место по математике в области в 10-м классе.

Потом в моей жизни началось программирование. Я считаю так: «хороший программист — хороший математик», так как многое в этой сфере зависит от логики. Мне очень нравится решать эти нетривиальные задачки. И когда с родителями поехали выбирать вуз, институт робототехнических и интеллектуальных систем МАИ, конечно, зацепил — само название было для меня притягательным.

Ты хорошо училась в студенческие годы? Как совмещала учёбу и всякие студенческие посиделки?

Многие мои подружки говорят, что у меня синдром отличника, но нет, это не так! Так сложилось, что жила я в одном районе, училась в другом, поэтому никто из школы не знал, как сумасшедше я провожу вечера и чем занимаюсь. И наоборот: во дворе никто не верил, что я учусь на «пять». Но окончила школу я с золотой медалью. Успешно сдала ЕГЭ.

Как-то всё получалось, совмещалось, складывалось. Иногда катастрофически не хватало на всё времени, но такая проблема, наверное, у многих детей. Особенно в нашем веке. Хотелось и в компании сорванцов быть первой — самым первым сорванцом, и в школе хотелось быть первой. Наверное, из-за этого так выходило.

Это всё о смысле человеческой жизни, о человеческом счастье — если всё получается, интересно — то неважно, чем ты занят и с кем общаешься. Мне повезло: мне многое интересно, и людям вокруг меня тоже. У меня было много друзей, увлечённых наукой, высшей математикой, особенно в студенческие годы. Нам было весело: мы вместе занимались, готовились к занятиям, к сессии — дружеская и тёплая атмосфера. До сих пор поддерживаю с ними связь, и даже один из моих коллег — это мой одногруппник.

Чем запомнилась студенческая жизнь? Есть какое-то яркое воспоминание?

Однозначно есть! Самое яркое — летом 2014 года я поехала на молодёжную конференцию в Пекин от МАИ. Полторы недели я общалась и обучалась со студентами всего мира, это было очень полезно, познавательно, а главное — необычно. В таком общении рождается много интересных мыслей и идей. Впервые я обсуждала какое-то серьёзное будущее с коллегами из другой страны. Мы говорили о том, что будет дальше, как наука будет развиваться, каковы её перспективы.

Как здорово! Для научной среды, как ты думаешь, важна командность, или наука — это сугубо индивидуальный вид спорта? Ты к какой стороне себя причисляешь?

Я — командный игрок! Наверное, все слышали такое выражение «нужно подумать об кого-то». Когда ты сидишь сам в себе, становится непонятно — туда ли ты гребёшь. И я предпочитаю разговаривать с коллегами, причём иногда тебе не нужно, чтобы тебя слушали. Ты просто говоришь и в процессе изложения идеи «умному человеку» понимаешь что-то для себя, всплывают инсайты, видишь свои ошибки.

Иногда идеи ко мне приходят ночью. Сейчас я пишу диссертацию, до этого диплом — и в момент «озарения» ты можешь находиться один. Это твоя силовая точка, ты можешь вынашивать какую-то мысль в одиночестве, обдумывать её, и в этот момент как раз окружающий мир не нужен — всё в твоей голове. Здесь, конечно, одиночная игра, и её первый этап — формирование, рождение, укрепление идеи. Команда, на мой взгляд, нужна для оценки твоих идей, поддержки, для мозгового штурма.

Давай поговорим об искусственном интеллекте и об идее создания социального робота «Маша». С чего начинался проект?

Роботы уже тесно взаимодействуют и сотрудничают с человеком, много что роботизировано — и процессы на производстве, и автоматизация каких-то бытовых задач, но всё равно рук не хватает. Это стало ещё актуальнее с приходом COVID. Проверить температуру у пациентов, разнести какие-то лекарства — всё это может сделать робот. Это, наверное, и стало основной мотивацией к созданию социального робота «Маша».

Изначально мы хотели сделать «Машу» широкого спектра применения. Из-за того, что она модульная, можно поменять манипулятор на более сильный, поставить её на более мощную мобильную платформу и использовать как товароведа в магазине, а можно поменять экран, например, на более широкий и показывать мультики для детей — сделать её няней. Мы создавали, прежде всего, модульную технологию, гибкую, которую можно использовать под разные задачи.

Получается, ваша идея была создана под задачи COVID, но может стать прекрасной технологической базой для других отечественных разработок в сфере роботов?

Да, верно. Вообще, идея «Маши» пришла в 2018 году, задолго до COVID, просто пандемия сыграла свою роль в физическом воплощении нашего робота. У нас уже было много технологий, которые мы постоянно изобретали, тестировали, дорабатывали. Наша «Маша» состоит из целого ряда разных модулей: навигация, «мозги», искусственный интеллект, манипуляторы, техническое зрение, общение и распознавание, интерфейс взаимодействия с пользователем. И нам хотелось всё соединить в «единый организм».

Нам хотелось, чтобы наш робот был мобильным, чтобы его могли использовать под разные задачи: на конференциях, выставках, в медицине. Такие роботы могут стоять на ресепшене в любых пространствах и использоваться в большом количестве повседневных задач. Например, сейчас мы используем «Машу» как гида.

Я знаю, что у «Маши» есть брат «Филя», это её прототип? Какова история его создания?

«Филя» — это мягкая игрушка в виде собаки, можно назвать его прототипом «Маши», но только с точки зрения отработки технологической базы. По сути, это совершенно другая разработка. У него нет навигации, меньше функционала: нет манипуляторов и экранного интерфейса, сам он значительно меньше в размерах. «Филя» реализован полностью в медицинских и социальных целях, в помощь одиноким пожилым людям. Но «Филя» намного проще по разработке, в него заложена определённая база знаний по различной симптоматике пожилых людей: он знает, какое лекарство и в какое время нужно принять, при экстренной ситуации может позвонить в скорою или родственникам.

Когда создавалась «Маша» ваша команда задумывалась о масштабировании и монетизации проекта или это было из контекста «наука ради науки»? Была ли стратегия развития этой научной разработки?

Нет-нет, изначально об этом никто не думал. На первом этапе создания мы уточняли задачи и технологии, которые можно применить при взаимодействии с обществом, хотели понять, какие есть реальные потребности у потребителей.

Всё-таки в университете мы больше занимаемся наукой, продвигаем технологии, пишем программные коды, думаем, какие классы, модули должны быть, и уже вторично думаем о монетизации и масштабировании, так как не знаем, что получится из наших идей.

Кстати, первая «Маша» была ниже на 30 см, серого цвета — сейчас голубого. У второй «Маши» более сильные манипуляторы, она может поднимать тяжёлые предметы. Мы удлинили «руки», чтобы она могла подъезжать к столу, брать и приносить стакан: раньше она могла это сделать, только если он стоял с края. Да и сама она стала легче, что значительно упрощает её транспортировку. Её нагрудный интерфейс сейчас немного наклонен, чтобы человеку было удобнее смотреть. Если сказать по-модному, то сейчас она более user-friendly, чем раньше.

Среди абитуриентов робототехника сейчас очень востребована, насколько я знаю. Как ты думаешь, с чем это связано? И каковы перспективы?

Конечно! Абитуриенты сейчас все заинтересованы в поступлении на факультеты, связанные с робототехникой, искусственным интеллектом, программированием — за этим будущее. Я имею в виду, что постепенно многие процессы будут автоматизироваться, что, безусловно, повлияет на развитие этой сферы.

Сейчас я как раз запустила на одном из интернет-ресурсов блог про программирование на Python. Я не занимаюсь его раскручиванием, но уже несколько тысяч просмотров каждого ролика есть — это говорит о востребованности темы. Но в 2010 году, когда я поступала, было меньше желающих освоить эту профессию, не у всех были даже компьютеры и интернет.

Мы окружены всем «умным»: чайник поддерживает температуру, телефон может одним нажатием кнопки запустить весь твой дом... Но нужно идти вперёд, у нас ещё непокорённый космос!

В авиастроении сейчас какие самые актуальные темы для научных разработок?

У нас уже практически в каждой сфере есть роботизация: домашние помощники, беспилотники и так далее. Через некоторое время я буду защищать диссертацию, тема которой «Автоматизированный мониторинг пожаров». Это очень актуально сейчас, много пожаров происходит, в том числе из-за изменения климата, и не только в России.

Пожары наносят большой ущерб инфраструктуре и природному ландшафту, я не говорю уже о человеческих жертвах. Поэтому чем качественнее будет мониторинг, тем меньше будет ущерба.

Конечно, это можно сделать с помощью дронов, которые оценят ситуацию быстрее, чем человек. Но мы должны научить их вычленять какие-то объекты, оптимально обследовать площадь пожара, принимать исходя из этого решения и анализировать, скажем, в какой ситуации нужно кричать «тревога» или где тушить в первую очередь. Это сложная задача, но выполнимая. И мне это всё интересно, я работаю в удовольствие, плюс я вижу реальную пользу от создания такого устройства. Сейчас этим занимаются пилоты, которым нужно управлять высотой, траекторией, при этом анализировать — и всё равно остаётся человеческий фактор.

Многие научные специальности требуют хорошей практической базы. Как с этим обстоят дела в твоей сфере? Помнишь первый эксперимент, который ты поставила?

Мы постоянно экспериментируем. У программистов всё проще — запустил, и вот у тебя уже эксперимент. Естественно, экспериментально нужно подтверждать все свои разработки, и чем больше ты провёл экспериментов, тем больше у тебя опыт, соответственно, тем быстрее и лучше ты сможешь смоделировать что-то в следующий раз, когда придёт идея. На экспериментах, я думаю, строится весь профессионализм, который позволяет двигаться вперёд.

Возвращаясь к вопросу: мой первый вау-эксперимент — на «Маше». Когда мы написали первый сценарий, как она должна двигать руками и говорить, сначала, честно признаться, ничего не получалось. Но когда она заговорила и в такт начала жестикулировать — это было «вау». Мне кажется, что эксперимент — это самый эмоциональный этап всей линии разработки.

Есть ли стереотипы в твоей отрасли, связанные с гендером? Всё-таки отрасль, исторически сложилось, мужская.

Да, конференции, на которые я езжу, показывают, что мужчин очень много, особенно в сфере систем управления, навигации и робототехники. Но женщин становится всё больше с каждым годом.

Известно, что мужчины и женщины думают по-разному, по своей природе они разные. Мужчины — чёткие, въедаются в процесс глубоко, а мы можем думать о многих моментах сразу. Мне кажется, в вопросе гендера нужно делать упор на партнёрские отношения, то есть дополнять друг друга. Мужчина видит целое и глобально, а женщина контролирует детали и мелочи!

В этот день было

Первый вертикальный взлет СВВП с палубы корабля
Родился лётчик-вертолётчик Герой Советского Союза Н.И.Малышев
Родился лётчик-испытатель Ю. А. Егоров