Яхтсменка из МАИ Виктория Чижикова: спорт учит анализу, целеустремлённости и коммуникабельности

12 июля 2022

Студенческий парусный спорт в России может похвастаться большим количеством яхтсменов, имеющих в своём послужном списке медали детско-юношеских и молодёжных турниров различного уровня. Но даже среди уже состоявшихся спортсменов находятся звёзды студенческого парусного спорта, ярко выделяющиеся среди соперников.

Одна из таких спортсменок — студентка Московского авиационного института Виктория Чижикова. В прошлом сезоне неоднократная призёрка первенств страны и Всероссийской спартакиады уже успела принять участие в нескольких этапах Кубка Студенческой парусной лиги. В этом году Виктория планирует продолжить своё выступление в Кубке СПЛ, совмещая его с участием в матч-рейсах, работой инструктором в парусной академии и, конечно же, учёбой в университете.

Виктория, вы уже девять лет в парусном спорте. Расскажите, как попали в этот спорт, с чего всё началось?

Попала совершенно случайно. Я с самого детства профессионально занималась плаванием. Потом узнала, что такое парусный спорт, и решила попробовать. Начинала в «Конаково Ривер Клаб».

Вы являетесь призёром первенства России и Всероссийской спартакиады. Насколько уровень студенческого парусного спорта отличается от детско-юношеского? В чём принципиальные различия?

Различия определённо есть. Если в Студенческой парусной лиге многие ребята начинают с MX700 и каких-то больших крейсерских яхт, то в детских парусных школах ребят сначала сажают на «Оптимисты» и только потом уже на какие-то олимпийские и взрослые классы. На швертботах лучше чувствуется лодка, на тебе крен и принятие решений. То есть ты один за всё отвечаешь и лучше работаешь на манёврах с лодкой. А ребята, которые сразу приходят студентами в парусный спорт, — уже достаточно взрослые. И, наверное, им сложно быстро понять, как лодка ведёт себя в разный ветер и в определённых ситуациях.

В каких классах яхт сейчас выступаете, какому из них отдаёте предпочтение и почему?

Я начинала с «Оптимиста», потом немного походила на «Лазере» и сразу же села на швертботы 420 и 29er. Была в роли как шкотового, так и рулевого. Мне нравилось и там, и там, но во всём есть свои особенности. На руле требуется быть ответственным, а на шкотах больше работаешь именно физически. Недавно я попробовала катамаран, и мне это очень понравилось. Там другие скорости, он поднимается на один баллон, и ты как бы летишь. Сейчас гоняюсь на MX700 и Open 800, а также в матч-рейсах.

В 2021 году вы выступили на двух этапах Кубка Студенческой парусной лиги — в Донузлаве и Геленджике. Какие впечатления оставили после себя эти регаты?

В Донузлаве я выступала рулевым в классе MX700 в составе сборного экипажа студентов Московского государственного университета имени Ломоносова. Мне очень понравилась атмосфера в коллективе, ребята друг с другом общаются, делятся опытом и впечатлениями. Но там были сильные волны и ветер, из-за чего некоторым было сложно на полных курсах. На катерах ездили тренеры и подсказывали тем, кому нужна была помощь. А в Геленджике я была в роли шкотового на баке. У нас был тоже сборный экипаж, в том числе спортсмены из Питера и Москвы. В общем это очень интересно — общаться и гоняться с ребятами, такая атмосфера сохраняется на всех этапах Кубка СПЛ.

Вы сказали, что некоторым ребятам было сложно. А было ли сложно вам?

Однажды у нас на спартакиаде была сильная волна и ветер 40 узлов. Но я люблю ходить в сильный ветер, для меня это не составляет никаких физических трудностей. С технической стороны тоже недостатков нет. В общем да, я больше люблю сильный ветер и спокойно с ним справляюсь.

На скольких этапах текущего сезона Кубка СПЛ вы планируете выступить?

Я однозначно буду принимать участие в сезоне Студенческой парусной лиги и, скорее всего, начну в августе. Но пока не могу назвать точное количество стартов, на которых выступлю. У меня не получилось поехать на прошедший этап в Санкт-Петербурге из-за матч-рейса — моих профессиональных соревнований. Но осенью-зимой планирую участвовать.

Сколько часов в неделю вы уделяете парусному спорту и тренировкам?

Я тренируюсь три-четыре раза в неделю со своей постоянной командой. Также я работаю инструктором в парусной академии — на «Лучах», MX700, Open 800 и детской парусной школе с «Оптимистами» и «Лучами».

Почему при поступлении в вуз выбор пал на Московский авиационный институт, а не профильный спортивный, физкультурный?

Я решила, что не хочу быть тренером в парусной школе и пойду в экономику. Мне интересно учиться, и экономическое образование никому не помешает. Я хочу сама тренироваться и выступать на соревнованиях, но не в роли тренера, поэтому пересела на крейсерские яхты, чтоб продолжать заниматься. С прошлого сезона я начала гонять матч-рейсы и продолжаю развиваться в этом направлении.

Что касается спортивной карьеры и учёбы в МАИ — одно другому не мешает? Насколько получается совмещать?

Всё получается, преподаватели хорошо к этому относятся, если студенты-спортсмены выступают за вуз. Они идут навстречу, и проблем со сдачей сессий нет.

Знания, полученные в МАИ, и навыки, развитые на тренировках, пригождаются как-то в парусном спорте и в жизни?

То, что я изучаю в университете, не совсем можно перенести на яхты, но в обратную сторону это очень хорошо работает — как в спорте и в учёбе, так и в повседневной жизни. Любой спорт, в том числе и парусный, учит целеустремлённости, режиму, способности к восприятию большого объёма информации, анализу, усидчивости и коммуникабельности.

Планируете продолжить спортивную карьеру после окончания университета?

Да, я хотела бы продолжить свою спортивную карьеру и перейти в новый класс яхт, к примеру, тот же катамаран, и гоняться на крейсерских яхтах в матч-рейсах. Это направление мне понравилось, и да, я хотела бы продолжить.

В этот день было

Получен сертификат типа на ТВлД ТВЗ-117
Первый полёт Т6-8М
Первый полет прототипа многоцелевого транспортного вертолета одновинтовой схемы Ми-8