Великая Отечественная война: герои МАИ

9 мая 2022
Великая Отечественная война: герои МАИ

Яркими и трагическими страницами богатой истории Московского авиационного института являются годы Великой Отечественной войны. Университет гордится своими ветеранами: студентами и преподавателями, которые не жалели своих сил и жизней для достижения Победы над нацистской Германией, трудясь на благо Родины как на фронте, так и в тылу.

Маёвцы на поле боя

Уже 25 июня 1941 года в институте были сформированы две санитарные дружины. В начале июля в каждом районе Москвы приступили к созданию дивизии народного ополчения. 350 студентов и сотрудников МАИ в июле 1941 года вошли в состав 18-й дивизии народного ополчения Ленинградского района города Москвы. Дивизия приступила к обороне в Смоленской области, позже — обороняла Москву, за что первой из всех дивизий народного ополчения получила звание гвардейской. Впоследствии, в статусе 11-й гвардейской стрелковой дивизии принимала участие в Курской битве, Восточно-Прусской операции, взятии Кёнигсберга.

Отдельного внимания заслуживают «ночные ведьмы». В октябре 1941 года опытная лётчица Марина Раскова стала формировать первые в мире женские авиационные полки. В их ряды вступили и маёвские девушки. Самым известным из них стал 46-й гвардейский ночной бомбардировочный авиационный полк. Часть студенток и сотрудниц МАИ села за штурвалы самолётов, часть — стала техниками. За успешные ночные налёты враг прозвал лётчиц «ночными ведьмами». Они сражались до самой Победы.

Во всём мире известны кадры кинохроники и фотографии, снятые 2 мая 1945 года. На них показана группа бойцов с красным знаменем, сначала на площади перед центральным входом в рейхстаг, затем — на крыше. На этих исторических кадрах запечатлены бойцы взвода разведки 674-го стрелкового полка 150-й стрелковой дивизии под командованием маёвца, лейтенанта Семёна Сорокина. Подвиг знаменосцев запечатлён в одной из экспозиций музейно-выставочного комплекса МАИ.

Не все маёвцы вернулись с войны. 106 студентов и сотрудников остались на полях сражений. На Ритуальной площади МАИ установлен памятник погибшим. Каждый год в День Победы благодарные потомки возлагают цветы к его подножию.

МАИ — работа в тылу

В начале войны многие работники института были откомандированы на предприятия авиационной промышленности, более 200 студентов были направлены на авиазаводы, около 450 — на подмосковные аэродромы, более 500 — на строительство оборонительных сооружений под Смоленском, Вязьмой, Брянском. За этими скупыми цифрами скрыт тяжёлый труд совсем ещё юных ребят.

Сам институт ни на миг не прекращал свою работу. Осенью 1941 года, когда гитлеровская армия находилась на подступах к столице, МАИ был эвакуирован в Алма-Ату. Чтобы быстрее готовить для фронта авиационных инженеров, был разработан сокращённый учебный план — 3,5 года вместо 5,5 лет. В феврале 1942 года МАИ параллельно с Алма-Атой возобновил работу в Москве, а летом 1943-го окончательно вернулся в столицу. За время работы в Алма-Ате университетом было выпущено 620 специалистов. А всего за годы войны в МАИ было подготовлено для авиапромышленности страны 2 262 инженера.

Коллектив института старался активно помогать фронту. Так, учебно-производственные базы МАИ в Алма-Ате производили до 10 тысяч корпусов артиллерийских снарядов для 76-мм гаубиц в месяц, проводили сварку корпусов зажигательных бомб и стабилизаторов для мин. Тогда же в мастерских МАИ в Алма-Ате группа специалистов МАИ оказала техническую помощь Михаилу Калашникову в проектировании, создании конструкторской документации и испытаниях нового пистолета-пулемёта.

В годы Великой Отечественной войны учебно-производственные мастерские МАИ в кратчайшее время наладили выпуск оборонной продукции. Не прерывалась и научно-исследовательская деятельность института, которая в этот период была в основном сосредоточена на решении практических проблем в интересах авиационной промышленности.

Так, весной 1942 года в учебно-производственных мастерских университета была организована утилизация сбитых немецких самолётов, а также пришедшей в негодность отечественной техники. Ежемесячно мастерские отправляли на авиазаводы десятки тонн вторичного сырья — дефицитного в те годы алюминия.

В МАИ была создана экспериментальная группа по исследованию и доработке прямоточных воздушных реактивных двигателей. Разработана подмоторная рама для установки отечественных двигателей на трофейные самолёты.

Помимо этого МАИ продолжал создавать новые крылатые машины. Самолёты Сталь-МАИ, ББ-МАИ, Ш-Тандем Петра Грушина, первый серийный вертолёт «Омега» Ивана Братухина.... Появился на свет и один из самых эффективных боевых самолётов Второй мировой войны — Пе-2. Это двухмоторный пикирующий бомбардировщик Владимира Петлякова, также называемый «пешкой». В годы войны было построено множество модификаций самолёта, в том числе штурмовик, истребитель и разведчик. В МАИ проходили прочностные испытания планера самолёта 205-й производственной серии. За военное время было выпущено свыше 11 тысяч единиц Пе-2, что сделало его самым массовым пикирующим бомбардировщиком, произведённым в Советском Союзе.

Таким образом, в годы, предшествовавшие Великой Отечественной войне, и во время войны коллектив МАИ много и напряжённо работал, внося неисчислимый вклад в обеспечение Победы. Заслуги коллектива МАИ были отмечены высокой правительственной наградой — орденом Ленина. Кроме того, 119 преподавателей, сотрудников и студентов института были награждены орденами и медалями.

В этот день было

Первый полет УТС Як-130
Запущены восемь ИСЗ с помощью одной ракеты-носителя
День основания ОАО "МНПК "Авионика"