МАИ-411 совершил первый полёт в высокогорье

26 августа 2021
МАИ-411 совершил первый полёт в высокогорье

На международном военно-техническом форуме «Армия-2021» представили «Альфа-КМ» (МАИ-411) — четырёхместный самолёт Московского авиационного института и «Кизлярского электромеханического завода». На легкомоторном самолёте можно добраться до высокогорных районов республики Дагестан гораздо быстрее, чем на автомобиле. Самолёт может развивать скорость 290 км/ч, крейсерская высота полёта — до 3 тыс. метров.

Перед форумом «Армия-2021» специалисты проверили МАИ-411 в местных условиях. Он пролетел от равнинного Кизляра до высокогорного села Мачада Шамильского района, расположенного на высоте 2 тыс. метров — здесь построили самую высокогорную взлётную полосу в регионе. Полёт длился два с половиной часа, на автомобиле этот путь приходится проделывать за шесть часов. Между Кизляром и Мачадой около 300 км, при этом половина пути приходится на высокогорье.

«Альфа-КМ» (МАИ-411) разработана в Отраслевом специальном конструкторском бюро экспериментального самолётостроения (ОСКБЭС) Московского авиационного института. В 2019 году самолёт прошел испытания в соответствии с ФАП-118 и получил сертификат летной годности единичного экземпляра воздушного судна. Он был представлен в лётной программе на авиасалона МАКС-2019. Общий объём инвестиций составил порядка 200 млн рублей.

Выпускник МАИ, почётный президент Международного авиационно-космического салона, Герой России Магомед Толбоев подчеркнул в беседе с «Вестником Кавказа» особое значение малой авиации для развития такой обширной страны, как Россия.

«Без таких самолётов нам не обойтись. Развивать Россию только благодаря автомобилям и поездам невозможно — не везде есть благоустроенные дороги. Пролетая за штурвалом военных машин над многими странами, я наблюдал как лёгкие самолёты, словно бабочки на лугу, порхают над землей — их очень много. Надо изучать опыт Канады, Аляски. У нас есть правительственное постановление о развитии малой авиации, но требуются и практические шаги, например, создание единой структуры управления этой системой. Возьмём Северный Кавказ. Аэродромов много, но одни из них принадлежат Росавиации, другие Минобороны, третьи местным администрациям. Всех их надо увязать в одну систему. Разработать госпрограмму с финансированием. И тогда добраться из Махачкалы до Владикавказа можно будет не за шесть часов на автомобиле, а за час на легкомоторном самолёте. Мы с Сергеем Алимовичем Меликовым (врио главы Республики Дагестан — ред.) на днях детально обсуждали этот вопрос. Он стал инициатором развития малой авиации в Дагестане, а если к нему присоединятся главы соседних республик, Северный Кавказ может стать примером для России в этом насущном социально-экономическом вопросе», — отметил Толбоев.

Магомед Толбоев уточнил, что производственникам удалось сделать существенный шаг в развитии малой авиации:

«Много сделал для осуществления проекта гендиректор ОАО «Концерн КЭМЗ» Ибрагим Ахматов — я лишь помог ему наладить профессиональные связи с Московским авиационным институтом. До этого у нас производились более простые самолёты с одним двигателем, которые использовались для нужд сельского хозяйства. Этот самолёт — уже пассажирский. За такой авиацией будущее, но нельзя упускать время, иначе нишу займут другие страны».

Лёгкий двухмоторный самолёт «Альфа-КМ» пригодится не только в «стране гор» (так переводится с тюрских языков слово «Дагестан»). Незаменим он будет в степях, пустынях, в тайге, словом, там, куда ещё не пролегли автомобильные и железные магистрали. В Дагестане на кизлярский самолёт надежды возлагает туристическая отрасль. Небольшие группы туристов могут не только быстро передвигаться по республике, но и совершать ознакомительные полёты над живописными горными местами. Самолёт сможет выполнять воздушное патрулирование, заниматься аэросъемкой и перевозкой людей.

В этот день было

Первый полет УТС Як-130
Запущены восемь ИСЗ с помощью одной ракеты-носителя
День основания ОАО "МНПК "Авионика"