Быстрее и выше: как выпускник МАИ развивает реактивный авиамоделизм в России

3 августа 2021

Являясь сооснователем и шеф-пилотом авиационного спортивного клуба RUSJET, выпускник МАИ Виталий Робертус ежегодно принимает участие в десятках демонстрационных мероприятий, где показывает свои реактивные авиамодели и мастерство пилотирования. В копилке Виталия четырёхкратное чемпионство мира в личном зачёте по авиамодельному спорту, семикратное чемпионство России, чемпионство мира в командном первенстве. Помимо этого он ведёт активную деятельность для повышения популярности технических видов спорта и вовлечения молодого поколения в авиационную индустрию, а также строительство первой в России специализированной лётной базы для тренировок спортсменов-авиамоделистов. Пресс-служба МАИ узнала у маёвца, как складывался его путь к реактивному авиамоделизму и как полученные в МАИ знания помогли ему в достижении больших высот и скоростей.

Что повлияло на ваш выбор университета? Почему МАИ?

Я родился в семье военного, в детстве жил в авиационных гарнизонах, самолёты и вертолёты окружали меня постоянно. Как-то мама принесла из местной библиотеки рассказы авиаконструктора Александра Сергеевича Яковлева, которые впечатлили меня до глубины души. Мне тогда было 7 лет. С того момента я заболел авиацией. А так как Яковлев в своё время преподавал в МАИ и руководил там кафедрой конструкций и проектирования самолётов, я твёрдо решил поступать в этот университет. С годами я всё больше утверждался в своём решении, и в итоге по окончании школы, в 1987 году, поступил в МАИ.

На каком направлении учились? Ваш выбор как-то был связан с авиамоделизмом?

Яковлев писал про авиамоделизм, поэтому, познакомившись с его измышлениями, я записался в кружок и к окончанию школы накопил солидный опыт. Первоначально планировал поступать в МАИ на авиастроение, однако потом сменил вектор. Долго готовился к поступлению, пошёл на вступительные курсы. В итоге прошёл отбор для сдачи вступительных испытаний на обучение по программе «Конструкция и прочность авиационных и ракетных двигателей, силовых и энергетических установок» на базе кафедры № 203 «Конструкция и проектирование двигателей» МАИ. Тогда туда брали только ребят, имеющих спортивный разряд по авиамоделизму. В течении четырёх дней я сдал все экзамены и поступил.

Ваша жизнь и учёба в университете — что особенно запомнилось? Что цените до сих пор?

Учёба в университете — это самые замечательные годы. Вы молоды, у вас всё впереди, вы учитесь в числе интеллектуальной элиты среди молодёжи, где все образованные, интеллигентные и имеют очень разносторонние интересы. Со многими маёвцами я дружу по сей день.

После окончания МАИ я получил экономическое высшее образование и Executive MBA, но считаю, что именно техническое образование в МАИ даёт системные знания, умение анализировать, широкий кругозор и множество необходимых компетенций — ты выпускаешься инженером, который может работать в любой отрасли. Образование, которое мне дало МАИ, бесценно.

Как складывался ваш профессиональный путь после окончания МАИ? Как вы открыли в себе интерес к авиамодельному спорту?

Я продолжил обучение, поступил в аспирантуру МАИ и занимался на кафедре работой по линии Министерства обороны. В 2011 году получил степень кандидата экономических наук. К сожалению, к окончанию аспирантуры программы, в которых я принимал участие, были закрыты. Я устроился на работу в «Лукойл», где работаю до сих пор. Сегодня в компании я являюсь руководителем дирекции по поставкам и продажам, отвечаю за продажу и за логистику, и с авиацией по работе связан минимально, за исключением поставок авиационного топлива.

А вот авиамоделизм как был в моей жизни, так и остался. В 2001 году я вышел на новый уровень — начал заниматься реактивным моделизмом. Я стал первым в нашей стране, кто поднял в небо модель с реактивным двигателем. Реактивный моделизм и сегодня является основным направлением клуба «Русджет».

Как полученные в МАИ знания помогли вам в погружении в реактивный моделизм?

Конечно, они мне очень пригодились. В реактивном моделизме используются те же технологии, что и в авиации. Эти модели практически как самолёты, уменьшенные в четыре раза. Авиационный двигатель — копия настоящего, и работает по тем же законам.

Вы — сооснователь и пилот клуба RUSJET. Каковы масштабы деятельности компании сегодня? Кто в составе клуба?

Компания образовалась в 2001 году. На сегодняшний день в клубе около 20 человек, это и пилоты, и те, кто занимается непосредственно производством моделей, испытаниями. Это такой большой коллектив, и практически все — выпускники МАИ. Когда возникает необходимость расширить число участников клуба, в первую очередь, мы пытаемся привлечь студентов и выпускников МАИ из числа тех, кто в той или иной мере связан с моделизмом.

Мы специализируемся на разработке и изготовлении летающих радиоуправляемых моделей и макетов реактивных и поршневых самолётов. Поскольку клуб является членом международной организации по развитию реактивного моделизма IJMC, в числе его задач — популяризация реактивного моделизма в России. Также мы занимаемся организацией и проведением специализированных авиамодельных шоу, участвуем в демонстрационных шоу и выставках, в том числе на Международном авиационно-космическом салоне, в соревнованиях ВКС России «Авиадартс», ежегодных авиационных шоу на авиабазе Кубинка.

Помимо этого в сотрудничестве с индустрией участвуем в различных исследовательских работах, в испытаниях, у нас накоплен большой опыт в эксплуатации, материаловедении, в области систем управления. Так, с крупнейшими конструкторскими бюро нами проведена исследовательская работа с летающими моделями перспективных летательных аппаратов. Испытаны самолёты с отклоняемым вектором тяги, экранопланы, вертолёты и самолёты вертикального взлёта и посадки. В ближайшем будущем планируем принимать участие в различных исследованиях в направлении БПЛА, так как у нас есть уникальные наработки.

Вы — четырёхкратный чемпион мира. Какими ещё победами гордитесь?

Четырёхкратный в индивидуальном зачёте, а если ещё учитывать командный, то шестикратный.

Выступать на соревнованиях по авиамодельному спорту я начал где-то с 2000 года, в первую очередь, на чемпионатах России. После получения шести титулов я перешёл на более высокий уровень — начал выступать на чемпионатах мира и Европы. Всего участвовал в чемпионатах мира и Европы 14 раз, и каждый раз занимал разные призовые места. Чемпионом мира становился в 2011 году на соревнованиях в США, в 2012 году в Швейцарии, в 2015 году в Германии, в 2017 году в Финляндии.

Какие факторы предопределили Ваш успех на мировой арене?

В первую очередь, это огромное желание. Детская мечта и желание победить превратились в дело, которое ты любишь, дело всей жизни.

Во-вторых, это очень интересно. Каждый раз передо мной стоит задача создать модель, которая должна быть один в один, до каждой детали, каждого болтика, аналогом прототипа. Кроме того она должна соответствовать характеристикам настоящего самолёта: убираются шасси, выпускаются закрылки, работают аэронавигационные огни и так далее. Модели мы делаем сами (покупаем только двигатели и пульты управления), из современных композиционных материалов. Основная задача — сделать модель определённого веса, при этом она должна быть достаточно большой, чтобы хорошо управлялась и летала. Это очень сложная инженерная задача. На данный момент мы начали использовать новые технологии для подготовки и изготовления моделей, связанные с использованием 3D-станков. Это позволяет ускорить технологические процессы.

Если кто-то из студентов или абитуриентов МАИ захочет заниматься авиамоделизмом на более серьёзном уровне — могут ли они прийти к вам на стажировку/работу?

Да, конечно, они могут прийти и на работу, и на практику. Так, несколько маёвцев пришли к нам студентами, а продолжают работать, уже будучи выпускниками. Маёвцам мы отдаём приоритет, потому что им многие вещи не нужно объяснять — они хорошо подготовлены.

А с чего начать, если решил заняться авиамоделизмом с нуля?

Начну с того, что начать можно в любом возрасте. У меня много знакомых, которые начали заниматься авиамоделизмом, будучи уже взрослыми людьми.

Студентам я также рекомендую обратить внимание на разные направления беспилотной авиации. Сегодня существует множество вариантов. Это одна из перспективных областей, которая очень широко используется в разных задачах, чего раньше невозможно было даже себе представить.

В этот день было

Международный Сибирский авиакосмический салон в Красноярске
Первый полет УТС МиГ-АТ с первой российской цифровой электродистанционной системой управления
Образование Международной космической станции "Альфа"