От грузоперевозок дронами к городской аэромобильности — мнение ректора МАИ

27 июля 2021
От грузоперевозок дронами к городской аэромобильности — мнение ректора МАИ

В рамках МАКС-2021 состоялось подписание соглашения между Минпромторгом России, Московским авиационным институтом (национальным исследовательским университетом), Национальным исследовательским университетом «Высшая школа экономики» и Национальной ассоциацией производителей техники авиации общего назначения о взаимодействии в сфере развития беспилотных авиационных систем. Своим мнением о том, какие новые возможности и задачи формирует сегодня развитие индустрии беспилотной авиационной техники, поделился с изданием «Коммерсантъ» ректор Московского авиационного института Михаил Асланович Погосян.

Михаил Погосян, академик РАН, ректор Московского авиационного института:

— Развитие авиастроения сегодня требует высококвалифицированных специалистов, обладающих не только базовой профильной подготовкой, но и глубокими знаниями по целому ряду новых направлений. Среди них — цифровые технологии, такие как математическое моделирование сложных технических систем, электрификация инженерных систем, роботизация производства, композиционные материалы, аддитивные технологии и многое другое. При этом наряду с традиционными рынками авиационной техники сегодня появляются новые, в частности, рынок беспилотных авиационных систем, имеющий колоссальный потенциал.

Это направление развития авиастроения включает в себя множество аспектов: от использования беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) для задач мониторинга и доставки грузов до реализации перспективных проектов, меняющих сам подход к воздушным перевозкам. Одна из таких инновационных идей — городское аэротакси. Причем сегодня мы говорим об этом не как о теоретической возможности, а уже четко видим конкретные пути, по которым пойдет развитие городской аэромобильности в России.

На начальном этапе приоритеты будут связаны с доставкой грузов между различными населёнными пунктами, причём, в первую очередь, в регионах с низкой плотностью населения — Сибири, Дальнего Востока и других. Применение БПЛА позволит не только сократить сроки доставки, но и частично решить проблему низкой транспортной доступности отдельных населённых пунктов в связи с недостаточно развитой дорожной инфраструктурой или сложным рельефом. Создание аэротакси относится к более долгосрочным проектам, которые будут определять тренд развития городской аэромобильности в ближайшие 15–20 лет.

Реализация концепции городской аэромобильности в значительной степени зависит от создания цифровых сервисов, обеспечивающих доступность полётов, от ликвидации барьеров, связанных с правовым регулированием, с сертификацией авиационной техники, подходами к управлению воздушным движением и к подготовке кадров, в том числе операторов таких аппаратов. Чтобы интегрировать новые БПЛА в воздушное пространство, необходимо разработать специальный порядок сертификации и лётных испытаний для обеспечения высокого уровня безопасности. Далее последует запуск пилотных проектов с целью отработки технологий и различных моделей применения такой техники. Только после этого возможно постепенное внедрение беспилотных систем в отдельные регионы и города с последующим масштабированием по всей стране.

Уровень развития технологий сегодня достаточен для того, чтобы обеспечить создание самых сложных беспилотных авиакомплексов. Их экономическую эффективность будут определять скорость внедрения и регуляторные требования к использованию беспилотной техники для перевозки людей, в том числе внутри крупных агломераций. Кроме того, широкое внедрение беспилотных авиационных технологий подразумевает формирование тесной кооперации компаний-партнёров для совместного решения потенциальных задач на новом рынке.

Московский авиационный институт комплексно смотрит на решение задач, стоящих перед нами в области БПЛА и городской аэромобильности. С одной стороны, специалисты университета проводят анализ рынка, оценивают общеэкономическую эффективность использования беспилотной техники и оптимальные способы выхода на этот рынок. С другой стороны, уже создаётся нормативная база, связанная с разработкой и сертификацией таких авиационных комплексов. Также одним из важных направлений нашей работы является развитие технологий и создание научно-технического задела в этом сегменте: за последние годы в МАИ реализовано большое количество проектов беспилотных летательных аппаратов различных аэродинамических схем.

Первостепенную роль для университета играет образовательная деятельность, поэтому мы намерены дополнять существующие программы обучения специализированными модулями, которые будут посвящены проектированию и конструированию систем БПЛА, моделям применения, экономике эксплуатации и сертификации. В будущем мы рассматриваем создание отдельного направления подготовки специалистов в области беспилотных летательных аппаратов, обладающих глубокими инженерными знаниями, разбирающихся в основах авиационных систем, имеющих навыки работы в цифровой среде и проектирования такого рода комплексов. Кроме того, мы уверены, что новая индустрия увеличит потребность в высококвалифицированных кадрах в области систем управления, навигации, IT-технологий, программного обеспечения и других специалистах, подготовка которых уже проводится в МАИ.

В этот день было

Первый полет грузо-пассажирского самолета Ан-74ТК-300
Подписан закон о сотрудничестве в обеспечение безопасности комплекса Байконур
Запущен АГК «Прогресс М-12»