«Место силы», или Как студент МАИ поехал по обмену в Мюнхен
2 октября 2020Программа академического обмена помогает студентам Московского авиационного института грамотно выстроить индивидуальную образовательную траекторию, расширяя возможности получения новых знаний далеко за пределы одного вуза и страны. В рамках академической мобильности МАИ сотрудничает с более чем 20 университетами по всему миру. Принять участие в программе могут студенты не ниже третьего курса, которые хорошо учатся, знают иностранный язык, а также чётко понимают, какую пользу им принесёт эта поездка. Студент специалитета института № 4 «Радиоэлектроника, инфокоммуникации и информационная безопасность» Александр Денисов поделился с пресс-службой МАИ своими впечатлениями от обучения, которое он прошёл в Мюнхенском техническом университете, и рассказал, почему, хотя для студента технического направления Мюнхен можно считать «местом силы», но Родина — милее.
Как вы узнали о программе академической мобильности? По какой программе обучались?
О программе академической мобильности я узнал от преподавателей выпускающей кафедры (кафедра 405 «Теоретическая радиотехника») и выпускников МАИ. Заинтересовавшись, я изучил отзывы участвовавших ранее в программе студентов и остановил свой выбор на Мюнхенский технический университет. Для стажировки я выбрал программу Electrical Engineering and Information Technology, так как она оптимально перекликалась с моим уровнем подготовки и образовательной программой в МАИ. Выбирая дисциплины, я также старался сохранять баланс между теорией и практикой.
Расскажите о жизни на кампусе?
Жизнь в кампусе, несмотря на очень большое количество студентов, достаточно спокойна. Большую часть времени студенты проводят за учебой, в библиотеке или в специально отведенных для этого местах.
Стоит отметить, что Технический Университет Мюнхена имеет несколько кампусов, расположенных достаточно далеко друг от друга. Все мои занятия проходили в главном кампусе в центре Мюнхена, где создана вся необходимая инфраструктура для комфортного обучения и пребывания в течение дня, при этом архитектурный ансамбль включает в себя как старые здания, так и современные корпуса.
Насколько трудно было учиться и жить в другой стране?
Морально я заранее подготовил себя к тому, что может быть нелегко. Иногда возникали трудности с решением каких-то вопросов. Если это затягивалось на долгое время, я делал небольшой перерыв, а затем продолжал попытки до тех пор, пока не получится. Я очень благодарен МАИ за качество полученных мной знаний. Это помогло мне быстрее и легче освоить программу в Мюнхене. Кроме то, в МАИ меня научили учиться — этот навык не раз помогал мне в преодолении трудностей, связанных с образовательным процессом.
Также я благодарен международному отделу, так как благодаря их грамотной и слаженной работе мне не пришлось столкнуться с какими-либо трудностями в плане оформления документов, решения вопросов проживания и других бытовых вопросов.
Как проходили учебные часы?
Учебные часы мало чем отличались маёвских. Первую половину дня занимали аудиторные занятия, а затем следовало время, отведённое на самообразование. В основном я проводил его в библиотеке главного корпуса или в многочисленных лабораториях университета.
А как вы проводили свободное время?
Свободное время я часто проводил в компании с другими студентами. Моими соседями по общежитию были ребята из Индии и Непала. Вечерами мы собирались на общей кухне, пили чай, чаще традиционный индийский масала чай, угощали друг друга блюдами национальной кухни и рассказывали о своих культурах.
Культурная программа тоже была достаточно обширной — многочисленные встречи, клубы по интересам, экскурсии. Например, я принял участие в очень увлекательной и познавательной экскурсии на завод BMW в Мюнхене.
Много ли было других студентов по обмену? Насколько трудно/легко было найти с ними общий язык?
На мой взгляд, много. Так получилось, что мой круг общения состоял в основном из обычных студентов, обучающихся в университете Мюнхена постоянно, но были также студенты по обмену из России (Санкт — Петербург), Китая, Венгрии, Испании, Индии. Больше всего я общался со студентами из Индии и Китая, с которым у нас было много общих курсов. Мы не только сдружились, но и старались помогать друг другу в освоении учебного материала.
В целом, я не заметил различий между студентами в Германии и в России. Это большое интернациональное сообщество, объединённое общей целью. Общаясь с другими студентами, я никогда не чувствовал себя иностранцем. В то же время, мне было очень интересно слушать о культурных особенностях и ценностях других народов.
Какое впечатление у вас осталось о стране? Что было самым запоминающимся на протяжении стажировки?
Мюнхен — город контрастов. Это и место сосредоточения культурных ценностей, и крупный промышленный и научно-исследовательский центр. На мой взгляд, для студента технического направления его можно считать своего рода местом «силы». Но, несмотря на это, я патриот своей Родины. Находясь в Германии, я очень часто скучал по московскому ритму жизни.
Всю мою стажировку можно считать одним большим запоминающимся событием. Время пролетело очень быстро. Не успел привыкнуть к учебному процессу, как уже начался период экзаменов. И я считаю, что провел это время с пользой как для профессионального развития, так и для развития своих личностных качеств.
Если бы у вас была возможность уехать в Германию работать, вы бы поехали?
Я хотел бы посетить Германию в качестве научного туриста, участника международных научных мероприятий. Интересно больше узнать о направлениях исследований, реализуемых там. Но я бы не хотел работать в Германии постоянно. За время стажировки я понял, что гораздо более комфортно чувствую себя на Родине.
Что бы вы порекомендовали студентам, собирающимся отправиться в другую страну по обмену?
Самое главное, на мой взгляд, иметь чёткий план-календарь. Участие в программе академического обмена предполагает подготовку большого количества документов в строго указанные сроки которые, я считаю, просто опасно держать в голове. Стоит, например, забыть какой-нибудь документ для оформления визы, и вся поездка может оказаться под угрозой. Имея четкий план и следуя ему, подобные риски можно существенно минимизировать.
Оказала ли поездка влияние на вашу образовательную траекторию?
Я очень рад тому, что у студентов МАИ есть возможность поучаствовать в программах академической мобильности. Академическая мобильность позволила посмотреть на то, что я делаю, под несколько другим углом и еще раз убедиться в том, что выбранный мной путь развития верен. На текущий момент я не вижу смысла менять свою траекторию. Знания, полученные в МАИ, позволили мне уверенно чувствовать себя далеко за пределами России. Надеюсь, что в дальнейшем буду только наращивать этот потенциал.